Дом.РФ проведет торги по продаже имущественного комплекса, входящего в госкомпанию «Роскосмос» научно-производственного предприятия (НПП) «Квант» рядом со ст. м. «Алексеевская» на севере Москвы. По информации корреспондента УтроNews, победитель может быть уже известен - скорее всего, им станет одна из девелоперских структур олигарха Виктора Вексельберга.
Имущество принадлежит «Роскосмосу», но в ситуации могут быть учтены интересы другой госкорпорации - «Росатома», где все еще сильно влияние замруководителя Администрации Президента Сергея Кириенко. Похоже, «Квант» собираются «подвинуть» поближе к московскому предприятию «Росатома», где развернут производство современных аккумуляторов. В итоге «Вексель» получит не часть, а всю площадку у «Алексеевской»?
В апреле 2023 года в НПП «Квант» сменился гендиректор - им стал Андрей Карабанов. Похоже, после этого площадку стали готовить к продаже.
Новости по теме: Стоимость биткоина превысила $45 тысяч
С 2015 по 2018 годы Карабанов выступал учредителем ООО «Хелиос-Ресурс». Другими соучредителями было ООО «Гелио-Базис» и ПАО «Электровыпрямитель». Последнее с 2020 года принадлежит правительству Мордовии. А вот «Гелио-Базис» ранее имело в собственниках ООО «Экоинновации» и ООО «Реам Менеджмент», которые входят в контур бизнеса Михаила Сиволдаева.
Сиволдаев - бывший зампред правления ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. Считается, что он может представлять интересы олигарха. Он же, Сиволдаев, возглавляет «Реам Менеджмент», где выступает совладельцем. Основные доли компании у ООО «ИЭР», которая на 99% принадлежит Сиволдаеву.
В финансах компании происходит нечто странное. Структура занимается предоставлением услуг для бизнеса, не включенных в другие группы деятельности. Т.е. максимально размытая формулировка - делать могут, что угодно. При этом структура зарегистрирована только в 2022 году, а в 2023 году понесла чистый убыток в 1,1 млрд рублей. Т.е. создали компанию, прогнали через нее средства, а куда они делись - непонятно.
При этом Сиволдаев может использоваться Виктором Вексельбергом для диверсификации бизнеса и ухода от санкций. В 2019 году владелец производителя воды Baikalsea Company - «Байкал холдинг» сменил одного из совладельцев. Почти половина этой структуры Вексельберга отошла тому самому «Реам менеджмент».
До этого крупная сделка прошла у Вексельберга с другим олигархом, его давним знакомым Михаилом Прохоровым. Именно последний выкупил почти 40% банка «Международный финансовый клуб» у близкой к Вексельбергу Winterlux Limited. В последствии Прохоров, как известно, осудил СВО и уехал из страны. Получается, сейчас он может быть одним из «держателей» активов Виктора Вексельберга.
Возвращаясь к «Гелио-Базис», который сегодня владеет «Хелиос-Ресурс», где в совладельцах был Карабанов. 99% «Базиса» принадлежит ООО «Экоинновации», и все эти доли находятся в залоге у холдинга «Ренова». Таким образом, куда ни плюнь - найдешь или структуру Вексельберга, или близких ему людей.
Энергия денег
Новости по теме: Альма-матер Воробьева
Отдельный интерес вызывает компания «Реам Менеджмент», которую возглавляет Сиволдаев. Структура занимается продажей электроэнергии. Интересно, что ранее она могла быть частью схем Виктора Вексельберга, связанной именно с продажей энергии.
«Реам менеджмент» входил в СП со структурой Реновы - компанию «Авелар солар технолоджи», которая занимается перепродажей электроэнергии на открытых аукционах. Однако, как утверждают в Сети, якобы эту энергию могла перепродавать дважды, а в схеме могли участвовать представители Кириенко. Дело в том, что его сын Владимир Кириенко владеет электростанцией во Владимирской области. В этой же связке мог действовать и ныне осужденный экс-министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.
В том же проекте была фигура Сергея Габестро, который вместе с Сергеем Кириенко имеет отношение к Благотворительному фонду Серафима Саровского. Примечательно, что торги на продажу электроэнергии проводила компания «Фабрикант», совладельцем которой (35%) является как раз Сергей Габестро.
Ранее «Фабрикант» уже попадал в серьезные скандалы - деятельность структуры могла нарушать Закон о защите конкуренции. Несколько лет назад на сайте издания "Версия" появилось интересное письмо с документами.
Автор утверждал, что вице-губернатор Петербурга Игорь Албин якобы заставляет свои комитеты и подведомственные учреждения перейти на одну для всех обязательную площадку для закупок, обосновывая это необходимостью повысить эффективность конкурентных процедур.
Речь там шла как раз о «Фабриканте». Например, в 2016 году практически все закупки ГКУ «Дирекция транспортного строительства» проводила уже на площадке «Фабриканта», а не на более популярных и известных сервисах вроде «Сбербанк АСТ». Удивительная избирательность.
Игорь Албин - личность крайне примечательная. Именно при Албине Петербург строил скандальнейшую «Зенит Арену». В результате под следствие по подозрению в злоупотреблениях попал другой бывший вице-губернатор Марат Оганесян.
А вот Албин оскандалился чуть позже, когда силовики задержали его брата Александра Албина - сотрудника «Мостотреста», через который проходят сотни млн бюджетных средств на строительство и обслуживание городских мостов. Александра Албина заподозрили в получении взяток за покровительство по службе. А на кого же он мог опираться, как не на старшего брата, заместителя губернатора? И тот ничего не знал о делах родственника? Сомнительно.
Бизнес для Кириенко
Близкий к Сергею Кириенко бизнес - отдельная тема. Еще в 2002 году, когда он был студентом Высшей школы экономики, его задекларированный доход составлял более 5 млн долларов в год. Сразу после школы он стал председателем Совета директоров «Саровбизнесбанка», владельцем медиахолддинга «Волга» и других активов. По городу ездил на «Лексусе». Реальным владельцем активов мог быть Кириенко-старший.
Впоследствии партнер Владимира Кириенко рассказывал, что у сына экс-главы «Росатома» есть доли в заводах и предприятиях на сумму более 50 млн долларов.
Среди прочего Владимир Сергеевич вкладывал деньги в венчурный фонд Titanium Investments, через который выкупил 15% той самой электростанции во Владимирской области. Сумма сделки могла составить до 7 млн долларов. Но все эти деньги могли быть «отбиты» через перепродажу энергии в связке со структурами «Векселя».
Казалось бы, одно это могло стать поводом для антикоррупционного расследования в отношении Сергея Кириенко. Однако, никаких вопросов ни к нему, ни к его сыну у правоохранителей не возникло.
Кроме того, Владимир Кириенко оставался главой «Саровбизнесбанка». Видимо, в какой-то момент семейство решило выйти в кэш при бюджетной поддержке - в 2018 году 81% этой структуры выкупил ВТБ под руководством Андрея Костина. А вот полученные средства Кириенко мог инвестировать в другие проекты. Например, в масштабное начинание по строительству завода по производству аккумуляторов в Калининградской области, и второй такой проект, анонсированный совсем недавно - аналогичный завод в Новой Москве.
Поближе к нему, скорее всего, переедет «Квант».
«Квант» уйдет под «Векселя»?
НПП «Квант» специализируется на разработке и производстве систем перевода различных видов энергии в электрическую. Это профиль, близкий к тому, чем собираются заниматься новые производства «Росатома». Прямо сейчас госкорпорация строит такое предприятие в Калининградской области - оно будет давать 120-130 тыс. литиевых аккумуляторов в год. Это крайне нужно стране в рамках программы импортозамещения. На полную мощность проект выйдет в 2025 году.
А второй завод будет построен в Новой Москве - об этих планах летом 2023 года сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев - человек, поставленный на должность Сергеем Кириенко.
Возвращаясь к «Ренове» и Вексельбергу - олигарх явно заинтересован в крупном проекте у ст. метро Алексеевская. Но на продажу выставлена лишь часть площадей завода. При этом для реализации девелоперского проекта придется докупать часть земли - в нынешних границах участка реализовывать его было бы сложно из-за рельефа местности.
Поэтому территорию «Кванта», как слона, будут «есть» по частям. Влияния Сергея Кириенко хватит для того, чтобы или выкупить «Квант» в пользу «Росатома», либо просто пролоббировать перенос завода в Новую Москву, поближе к площадке по производству литиевых аккумуляторов. Таким образом, и овцы будут целы, и волки сыты. Правда, это попахивает возможной коррупцией, нарушением Закона о защите конкуренции и даже возможным сговором с Виктором Вексельбергом. Но разве Кириенко подобные риски когда-то останавливали?