Telegram снова обвиняют в сотрудничестве с российскими властями

Telegram снова обвиняют в сотрудничестве с российскими властями
Telegram снова обвиняют в сотрудничестве с российскими властями
Telegram, возможно, точечно удовлетворяет запросы силовиков в делах о госзимене.

«Первый отдел» в пятницу порадовал нас сенсацией: ФСБ получает переписку россиян из предложки украинских военных проектов в Telegram. Ранее было известно – и со слов самих чекистов – о том, что мессенджер выдает данные в делах о терроризме. Тут – госизмена.

Важно отметить: Telegram настолько уязвим с точки зрения кибербезопасности, что каждый случай появления в деле переписки нужно рассматривать критически.

Какие это уязвимости – причем в случае с детищем Дурова это фича, а не баг:

1. Все, что вы пишете в публичных чатах, сканируется силовиками и различными ботами. Можно скрыть телефон, не указывать ник, но по Telegram ID легко найти все публичные комментарии.

2. В отличие от других мессенджеров, вся ваша переписка (кроме секретных чатов) подгружается на новое устройство. Если у пользователя нет двухфакторки, то силовикам или мошенникам достаточно перехватить sms.

3. Оперативно-розыскные мероприятия по российским законам – гостайна. То, что силовики показывают в материалах уголовного дела, – ровно то, что они готовы показать. Например, переписку получили, ударив человека по голове и потребовав пароль, но из дела можно сделать вывод, что ее им передал Дуров.

Ребята из «Первого отдела» прекрасно знают про все эти уязвимости. Но в обнаруженных ими делах вышеописанные случаи, похоже, не подходят.

Итак, весной 2022 году следователи из центрального аппарата ФСБ возбудили дело по факту того, как спецслужбы Украины через Telegram собирают секретные сведения. Дальше чекисты каким-то образом получают переписку тех, кто писал в предложку разных украинских проектов и, например, присылал фото военных объектов. Переписку отправляют в регионы – дела ведут уже местные УФСБ.

Несколько уточнений от «Первого отдела» на мои вопросы:

1. В деле не всегда видно, с кем именно переписывался россиянин. То есть в теории можно предположить, что речь может идти о так называемых honey pot’ах – каналах, которые похожи на настоящие, но за которыми скрывается товарищ майор.

В «Первом отделе» говорят, что адресата сообщений видно не всегда, но в тех делах, где он есть, это якобы настоящая предложка украинских каналов. Но с самими владельцами каналов они не сверяли, писали ли им арестованные россияне или нет (тогда было бы понятно, ловушка это или нет).

2. В теории чекисты могут интересоваться конкретным гражданином по другим причинам – например, из-за комментариев в публичных чатах. А потом, придя домой и изъяв телефон, найти там сотрудничество с украинскими военными пабликами. Но в «Первом отделе» говорят, что в некоторых случаях переписка у силовиков якобы есть уже на момент прихода к гражданам.

3. По мнению «Первого отдела», речь не идет обязательно о том, Telegram сдает переписку. ФСБ могло найти способ ее удаленного взлома (у Дурова нет сквозного шифрования). Нельзя также исключать, что в команде мессенджера есть завербованный сотрудник, выдающий данные чекистам.

Вывод «Первого отдела» – не доверять Telegram чувствительную переписку. Я добавлю еще от себя: по моим ощущениям, с Дуровым или с кем-то из его команды (но с его согласия) обеспечен канал по удовлетворению определенных запросов от российских властей. Так, например, было с удалением канала «ВЧК/ОГПУ», так, судя по всему, и в случае с теми, кто решает помочь украинской армии. При этом канал довольно узкий: вот «ВЧК/ОГПУ» возродился и даже выкупил свой старый адрес, пока его никто не сносит – видимо, нужно опять просить через нужных людей.

Но вопрос все равно остается – передает ли Telegram по этому каналу переписку или нет.

Сам мессенджер с осени прошлого года не обновляет Transparency Report по России, но, по отечественным законам, если мессенджер действительно удовлетворяет запросы силовиков, то он не может показывать этого в отчетах о взаимодействии с органами власти. Но по другим странам после уголовного дела во Франции в отношении Дурова виден резкий рост взаимодействиия.

Автор: Андрей Захаров


Распечатать
08 августа 2025 Трамп и Путин могут провести встречу в одной из ближневосточных стран
08 августа 2025 В Сочи эвакуируют пляжи после срабатывания противовоздушной обороны
08 августа 2025 Знамя пиратов из One Piece запрещено как угроза единству Индонезии
08 августа 2025 Власти Тувы настояли на блокировке сообществ «АнтиГАИ»
08 августа 2025 Сын Медведева Илья начал работать в «Ростехе» в должности советника с зарплатой 270 тысяч рублей
08 августа 2025 Ротенберги требуют компенсацию от "Башспирта" за лицензионные выплаты по "Пшеничной элитной"
08 августа 2025 В Абхазии и Сочи селевой поток остановил движение и затопил районы
08 августа 2025 США увеличили вознаграждение за захват президента Венесуэлы Мадуро вдвое
08 августа 2025 Учреждения Омска снова начинают изолировать заключённых от их адвокатов
08 августа 2025 В Челябинске изучают мошенничества в сфере ремонта дорог и организации школьного питания
08 августа 2025 Российский военный сообщил о поборах за отказ от боевых задач и не вернулся с фронта
08 августа 2025 Екатеринбургскую чиновницу подозревают в коррупции при возведении объекта
08 августа 2025 Молодой специалист в области искусственного интеллекта получает зарплату, сопоставимую с доходами ведущих спортсменов NBA
08 августа 2025 Трамп пришел в ярость из-за Нетаньяху за отвергание гуманитарного кризиса в Газе
08 августа 2025 Под контролем Игоря Кобзева: как «серые» майнеры воруют электроэнергию в Иркутской области
08 августа 2025 Ведущая Euronews "проводила в последний путь" действующего президента Никушора Дана в прямом эфире
08 августа 2025 Личность пилота, который скончался от сердечного приступа во время полета на Камчатке, была раскрыта
08 августа 2025 В Севастополе женщина похитила сына у сожителя из-за бездействия приставов
08 августа 2025 Брат губернатора Подмосковья Максим Воробьёв прячет свои активы через фонд и накапливает долги
08 августа 2025 В июле нехватка бюджета России увеличилась до 4,9 триллиона рублей