Квартиры получил он сам, его дети, а также заместитель, помогавший в реализации жилищных схем. Данные факты были подтверждены сотрудниками прокуратуры и СКР в ходе служебных проверок. Однако, привлечь к ответственности высокопоставленных чекистов не решились подчиненные как Игоря Краснова, так и Александра Бастрыкина.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратились бывшие сотрудники УФСБ Ярославской области, которые попросили сохранить их анонимность. Офицеры провели собственное расследование о том, как руководство регионального управления Федеральной службы безопасности на протяжении нескольких лет переводило квартиры из государственного фонда в личную собственность.
Расследование собеседников ПАСМИ касается экс-начальника УФСБ по Ярославской области Владимира Хлыбова и его заместителя Владимира Огородникова. Все изложенные обстоятельства были документально подтверждены в ходе служебных проверок.
Служебное — детям
Новости по теме: В Китае и ЮАР Интерпол нашел тысячи поддельных вакцин от COVID-19
“Хлыбов и Огородников знакомы давно: с середины 80-х они работали в УФСБ по Республике Марий-Эл. В 2007 году Хлыбов был назначен начальником Ярославского УФСБ, а в 2008 году он добился перевода Огородникова на должность своего заместителя и по совместительству — председателя жилищной комиссии управления, после чего они оба начали активно улучшать свои жилищные условия”, — пояснили бывшие подчиненные Хлыбова.
Впрочем, переводить ведомственное жилье в семейную собственность Владимир Хлыбов начал еще до переезда в Ярославль, выяснили собеседники ПАСМИ. В сентябре 2006 года чекист и его супруга передали детям служебную трехкомнатную квартиру в Йошкар-Оле, находящуюся в их пользовании на условиях социального найма. После этого претендовать на получение новой жилпощади от ФСБ Хлыбовы больше не имели права.
“По условиям социального найма, предоставленная военнослужащему квартира остается в собственности муниципалитета или области, а военнослужащий обязан ее сдать, когда выезжает в другой регион. Тогда он имеет право на получение новой квартиры по договору соцнайма. Если же он не сдает квартиру, то, согласно ФЗ “О статусе военнослужащих”, не имеет права на получение нового жилья в регионе пребывания”, — пояснили редакции бывшие чекисты.
Но Хлыбовы, по всей видимости, решили обойти нормы закона. В 2008 году, после переезда в Ярославль жена высокопоставленного чекиста переоформила на ребенка и свою личную квартиру в Марий-Эл. Таким образом, супруги дважды ухудшили свое жилищное положение, а затем встали в очередь на получение очередных бесплатных метров.
Добрый губернатор
Как выяснили экс-сотрудники ФСБ, их бывший начальник 23 сентября 2009 года подал рапорт в жилищную комиссию регионального управления спецслужбы о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Правда, указанные в этом рапорте данные были не совсем достоверными.
“В рапорте Хлыбов указал, что он и члены его семьи за последние пять лет гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями не производили. Таким образом, он намеренно скрыл факты передачи в 2006 и 2008 годах двух квартир своим детям”, — отметили собеседники ПАСМИ.
Председатель жилищной комиссии Владимир Огородников как давний друг Владимира Хлыбова, вероятно, был в курсе “неточностей” в рапорте, однако в тот же день он внес семью начальника регионального УФСБ в список нуждающихся.
Как показали дальнейшие события, экс-глава ярославских чекистов вставал в очередь, видимо, уже имея на примете конкретную цель. Бывшие чекисты рассказали редакции, что незадолго до подачи рапорта в жилищную комиссию Хлыбов направил губернатору Ярославской области (тогда эту должность занимал Сергей Вахруков) письмо с просьбой о передаче четырехкомнатной квартиры на улице Салтыкова-Щедрина в Ярославле из регионального жилищного фонда в оперативное управление УФСБ.
Данная просьба была удовлетворена. В октябре 2009 года правительство Ярославской области безвозмездно передало запрашиваемое помещение чекистам, а 16 февраля 2010 года решением жилищной комиссии УФСБ под председательством Огородникова указанная квартира была предоставлена Хлыбову, а затем приватизирована.
“Кадастровая стоимость квартиры, согласно выписке из ЕГРН, составляла 6,5 миллионов рублей, а рыночная цена примерно вдвое больше — около 13 миллионов”, — подсчитали бывшие подчиненные Хлыбова.
Новости по теме: В Киеве парень ради хайпа запустил в лицо полицейского тарелкой со сливками
Системный подход
Кроме того, авторы обращения в редакцию обнаружили, что свой куш в квартирных схемах получил и Огородников. Причем, схема опять же была сомнительной.
В 2012 году по просьбе Владимира Хлыбова мэрия Ярославля согласилась на обмен муниципальной квартиры на улице Кооперативной в центре Ярославля на находящуюся на балансе УФСБ квартиру на улице Чернопрудной в спальном районе. Стоимость обмениваемого жилья, согласно проведенной экспертами оценке, якобы была одинаковой. А после оформления сделки квартира в центре города была передана в собственность зама Хлыбова Владимира Огородникова.
“Сама приватизация была законной, фокус состоял в том,чтобы сделать фиктивную оценку, что стоимость квартир равная. Огородников мог спокойно получить квартиру в спальном районе. История с обменом была затеяна не случайно”, — полагают собеседники ПАСМИ.
По их сведениям, разница в рыночной стоимости квартир составляет около 6 млн рублей. К таким выводам они пришли, проанализировав объявления на сайтах недвижимости: квартиры той же площади на улице Чернопрудной оценивались примерно в 3 млн рублей, а на Кооперативной — в 9 млн.
Уголовно неприкосновенные
“О квартирных делах руководства ярославского управления ФСБ известно было всем служащим, но мы прекрасно понимали, что заявлять об этом равносильно собственноручно вынесенному приговору”, — рассказали собеседники редакции. Проверки в отношении своего начальства они инициировали после того, как Хлыбов и его зам покинули свои посты.
Они в курсе:
— глава УФСБ Ярославской области Александр Куманяев
— прокурор Ярославской области Дмитрий Попов
— военный прокурор Западного военного округа Артур Егиев
— руководитель СУ СКР Ярославской области Александр Соболев
Владимир Хлыбов был переведен из Ярославля в центральный аппарат ФСБ в 2013 году. В настоящее время, он занимает пост заместителя гендиректора АО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“.
Владимир Огородников вышел на пенсию в 2017 году и работает в ярославской компании ООО «Техуглерод» заместителем директора по безопасности.
С начала 2018 года бывшие подчиненные Хлыбова и Огородникова начали писать заявления в различные ведомства о признаках преступлений в действиях экс-руководства.
Первое обращение было подано в военную прокуратуру Западного военного округа. Ответ пришел 29 августа 2018 года.
Проверка военной прокуратуры подтвердила доводы о нарушениях Хлыбова при оформлении в собственность четырехкомнатной квартиры в центре Ярославля, которая была выведена из областного фонда.
“В итоге проверки Владимира Хлыбова обязали вернуть в бюджет кадастровую стоимость квартиры, то есть 6,5 млн рублей. При этом, возбуждать уголовное дело военная прокуратура Западного военного округа отказалась, хотя нанесенный ущерб государству оценивается как особо крупный. А всю информацию по Огородникову прокуратура попросту проигнорировала, не упомянув о нем ни слова в своем ответе”, — заметили собеседники редакции.
Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Игорь Краснов
— главный военный прокурор Валерий Петров
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— и.о. главы ГВСУ СКР Сергей Федотов
В отличие от прокуратуры, в Управлении собственной безопасности ФСБ России нарушений законодательства не обнаружили ни со стороны Хлыбова, ни со стороны Огородникова.
Проверка ведомства Александра Бастрыкина нарушения в действиях Хлыбова обнаружила — правда, не сразу. В 2018 году следственный отдел по Ярославскому гарнизону не нашел подтверждений изложенным в заявлении фактам. А в 2021 году, когда чекисты обратились сначала к губернатору Дмитрию Миронову, а он дал личную команду разобраться в вопросе главе регионального управления СКР Александру Соболеву, ситуация изменилась.
В марте 2021 года из военного следственного отдела по Ярославскому гарнизону пришел подробный ответ. В нем указывается, что все изложенные заявителями факты подтверждены в ходе проверки. Что же касается правовой оценки, то, по словам следователей, она уже дана военной прокуратурой Ярославского гарнизона.
“Мы считаем, что действия бывшего руководства ярославского УФСБ могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ — «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Но связываться с Хлыбовым, который занимает высокий в ракетном холдинге, никто не хочет. Соответственно, на действия Огородникова все тоже закрывают глаза”, — полагают собеседники ПАСМИ.