Самое главное, что должно произойти, чтобы случились позитивные для бизнеса изменения, — это отказ власти от патерналистского подхода: то есть от системы отношений, основанной на покровительстве, опеке и контроле старшими (чиновниками) недееспособных и туповатых подопечных (предпринимателей).
Подход этот провальный, и именно из-за него не принесли результата, по моему мнению, все предыдущие стратегии в части «осчастливливания МСП».
Власть не слушала, а даже если слушала – не слышала, что в реальности нужно бизнесу и отраслям, а навязывала свои решения, которые часто были не востребованы бизнесом и почти всегда излишне затратны. Но самое главное — эти решения, не верифицированные бизнесом, никакого эффекта на рост и развитие отраслей не оказывали, а часто даже наоборот — убивали желание развиваться. С приходом новой команды Мишустина и на фоне борьбы с пандемией тренд наметился позитивный и хотя бы появился диалог, но пока результативной на 100% коммуникацию между бизнесом и властью назвать все равно нельзя.
Так что главное условие — не изобретать велосипед, а делать только то, что востребовано и верифицировано реальным бизнесом в конкретных отраслях. Слушать и слышать бизнес, а не решать за него. Обсуждать все инициативы максимально открыто, любые касающиеся бизнеса нововведения принимать на основе массовых публичных честных опросов и обратной связи, а не кулуарно.
Если же говорить о том, что в первую очередь нужно сделать, чтобы настроить систему как написано выше — это должны быть системные изменения, направленные на решения основных болей бизнеса. Если не решить их, то остальные шаги будут приносить минимум результата при максимуме усилий, как и все последние годы.
Проблема №1: показатели эффективности ведомств
Чиновники и службы, окружающие предпринимателя, никак не заинтересованы в его развитии и долгосрочной работе. Сейчас не существует показателей эффективности государственных органов, которые объединяли бы их с предпринимателями в стремлении развивать отрасли и увеличивать их товарооборот, а следовательно, развивать экономику государства в целом.
Более того, существующие показатели ведомств по большей части противоречат и друг другу, и целям развития. К примеру, показатель эффективности ФНС — результативность выездных налоговых проверок. Результативность же этих проверок, в свою очередь, определяется из сумм штрафов за нарушения.
То же самое происходит в любом ведомстве КНД, будь то Ростехнадзор, Роспотребнадзор и прочие, — показателем эффективности в них является «сумма возмещенного материального ущерба, причиненного субъектами хозяйственной деятельности». Все они заинтересованы не в сохранении налогоплательщика, не в развитии его, не в увеличении количества создаваемых им рабочих мест и выручке, которую он приносит, а просто в сумме одномоментно отнятых средств и сиюминутных налогах. Даже если после этого деятельность предприятия будет прекращена в принципе.
Как решить:
Прежде всего сменить подход: с подхода «меры для самозанятых» или «рост МСП» на развитие страны через рост отраслей и через рост каждого сегмента: самозанятых, микро, малых, средних, крупных. На появление новых игроков, рост малых в средних, средних в крупных. Соответственно задачей всех этих нацпроектов и показателей для чиновников нужно ставить не рост предприятий МСП и вовсе не собранные налоги на ближайшие пять лет, а рост декларируемой выручки отрасли за период в каждом сегменте.
Необходимо уже сейчас внедрить единые показатели эффективности, влияющие на доход и бонус чиновников как федеральных ведомств, так и региональных, направленные на общую цель для бизнеса и государства: к примеру, рост отраслевой выручки. Если это губернатор или мэр — то аналогичный показатель на уровне региона.
У ФНС мерой эффективности должно быть не количество выжатых из бизнеса штрафов, а увеличение поступлений за счет прироста оборота отрасли. Тогда ведомства начнут задумываться о целесообразности блокировки счетов, искать формы взаимодействия с бизнесом и помогать, а не вредить.
Проблема №2: провал регуляторной гильотины
Новости по теме: Дума отдаст арендованный за 777 млн рублей Дом Союзов для проведения бала ЛДПР. Это противоречит регламенту
Изменить систему мотивации срочно необходимо и в контрольно-надзорной деятельности: от сбора штрафов и количества проведенных проверок — к обучению и отсутствию нарушений на подконтрольных территориях. То есть важным для оценки деятельности сотрудника на территории должно стать не то, сколько он собрал штрафов, а сколько предприятий он качественно (безвозмездно для бизнеса) обучил и проконсультировал, чтобы предотвратить нарушения и несчастные случаи.
Надо открыто и честно признать, что обещанная бизнесу регуляторная гильотина полностью провалилась. По данным Росстата, сумма штрафов, которые наложили на бизнес контрольно-надзорные органы, с 2017 по 2019 год выросла почти в три раза. Вот такая вот гильотина по бизнесу: административная нагрузка на него не уменьшается, а увеличивается все больше и больше. Взамен отмененных норм принимаются все новые и новые, при этом суммы штрафов постоянно растут и могут превышать размер месячной прибыли малого предприятия в разы. Особая трагикомичность ситуации заключается в том, что количество отмененных законов за время «гильотины» меньше, чем число вновь принимаемых и вносимых изменений.
А с июля таких законов станет еще больше: в соответствии с законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (вступает в силу 1 июля 2021 г.) к существующим 123 (!!!) видам проверок добавляются еще семь новых профилактических и девять контрольно-надзорных мероприятий.
Как решить:
Ввести мораторий на 5 лет на любые регуляторные нововведения
Принять волевое решение, что на один введенный документ должно быть выведено 10 документов
Вводить любые регулирующие требования только после открытой верификации с отраслевыми сообществами
Предусмотреть вынесение предупреждения в качестве безальтернативной санкции за впервые выявленное в ходе проверки нарушение
Установить штрафы для бизнеса, исходя из суммы его выручки (сейчас все суммы штрафов едины для предприятий с оборотом в 1 млн рублей и в 100 млн рублей).
В десятки раз снизить количество статей, влекущих наложение штрафов, оставив только реально важные в каждой отрасли
Ну и самое главное – изменить мотивацию контролеров со штрафов — на обучение и профилактику
Проблема №3: МСП — это не буквы, это конкретные люди.
Необходимо уйти от стратегии помощи МСП, эта аббревиатура стала настолько модной последний год, а между тем мало кто задумывается, что реально это 6 миллионов совершенно разных предпринимателей, на разных стадиях развития, с разными оборотами.
И нельзя помогать только начинающим, только крупным или только системообразующим предприятиям. Нужно создавать условия для успешной работы всех отраслей и сегментов.
Последние годы, например, активно продвигалось стимулирование начала предпринимательской деятельности и выхода на рынок, но со стороны государства не уделяется достаточного внимания именно развитию и росту уже существующего бизнеса, тому, что в бизнесе называется показателем LTI (долгосрочные программы стимулирования).
Нужно сопровождать развитие предпринимателя по всему жизненному циклу его компании — от регистрации фирмы до выхода на экспорт, чтобы заинтересованность в росте и развитии была и для государства, и для предпринимателя на любом этапе деятельности — когда компании год и когда ей уже 30 лет.
Также необходимо перейти к внятному отраслевому подходу во всех программах поддержки и развития: каждая отдельно взятая отрасль имеет свои собственные особенности и условия деятельности, которые не учитываются при разработке программ и мер поддержки. Очень часто изменения реализуются без целостного понимания ситуации в отраслях, учета интересов бизнеса и должной проработки с экспертными отраслевыми сообществами.
Кроме того, для всех сфер бизнеса применяется единый налоговый подход и единый подход к критериям МСП, например в части численности, что абсолютно не способствует отраслевому развитию, а только тормозит его. Хотелось бы верить, что именно об этой проблеме сказал в послании президент Владимир Путин, и она должна быть решена.
Как решить:
Изменить подход государства к развитию бизнеса и субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, отказаться от развития бизнеса по категориям (микро-, малый, средний), перейдя к формированию стратегий развития и мер поддержки по каждой отрасли.
Отказаться от критериев отнесения предприятий к реестру МСП по количеству сотрудников и сформировать критерии, актуальные для каждой отрасли.
Разработать меры по стимулированию долгосрочного существования и развития уже действующего бизнеса путем активизации роста на каждом этапе его жизненного цикла. Прежде всего здесь важен переход на отраслевые налоговые системы, актуальные для каждого предпринимателя в отрасли и обеспечивающие непрерывный рост.
На самом деле вещей, которые еще нужно сделать, довольно много. Так в списке первоочередных находятся:
сокращение отчетности, особенно по соцвзносам;
реформа трудового законодательства;
снижение зарплатных налогов для среднего бизнеса, те кто сейчас так и платят 30%;
отмена 115 ФЗ;
стабильность правового поля и укрепление доверия к судебной системе.
Это самое важное, но далеко не все, что нужно бизнесу и, к сожалению, о большинстве проблем предприниматели говорят годами и решения предлагают тоже годами. Так, в списке первоочередных шагов, которые бизнес ждет от государства находятся очень конкретные и понятные запросы:
Перейти к подходу «равные налоги для отрасли внутри», выстроив шкалы прогрессивного налога без изменения налоговой системы от сегмента к сегменту. Налоговая система (принцип исчисления) — единая для отрасли, разные только ставки: малым — ниже, крупным выше.
Реформировать и сбалансировать трудовое законодательство.
Сделать шкалу зарплатных налогов, стимулирующую создание рабочих мест: чем больше сотрудников нанимает предприниматель, тем больше налогов он платит в целом, но в расчете на сотрудника ставка налога уменьшается с ростом рабочих мест — стимул брать людей на работу. Есть очевидный экономический смысл для развития и найма новых сотрудников.
Выдача кредитов без залога личного имущества, а как во всем цивилизованном мире: под гарантии, доли, нематериальные активы, сырье, материалы и оборудование.
Сокращение отчетности в разы.
Ну и «Просто не мешать». Не навредить, а для этого сверять каждое движение с базовыми требованиями бизнеса, а их всего два: прибыльно+безопасно.
Если расти невыгодно, так как риски огромные, ответственность запредельная, а прибыль меньше, чем когда ты был малым — бизнес не будет расти. И если в отрасли нет прибыли, если отрасль непрозрачна и обложена поборами – она не растет. Поэтому мы имеем, то что имеем: есть отрасли в которых не рост, а постоянное падение уже несколько лет. Если в отрасли нет возможности расти и стать публичным — в нее не приходят инвесторы. И никакими акселерациями, песочницами и другими модными словами это не решить.
Я считаю, очень важно нам всем понимать: сейчас уже речь не должна идти о помощи. Бизнес не инвалиды и не матери-одиночки. Предприниматели во всем мире — это движущая сила, один из мощнейших драйверов роста ВВП. Поэтому речь должна идти о развитии бизнеса, о ресурсе, который он может дать стране. И не только малый и средний, а в целом весь негосударственный несырьевой частный сектор во всех отраслях.