На прошлой неделе Антимонопольный комитет Украины сообщил о принятии решения наложить невиданные 775,5 млн грн штрафа на основных представителей тепловой генерации. Под горячую руку ведомства попало и государственное ПАО «Центрэнерго» – из обозначенной ему предписана санкция в размере 205,8 млн грн.
Но основное внимание АМКУ уделил предприятиям из орбиты группы «ДТЭК». Так, компании из этого холдинга «ДТЭК Трейдинг», «ДТЭК Днепроэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Востокэнерго» были оштрафованы в общей сложнамкости на 553 млн грн.
«Некоторые участники рынка энергетического угля по рекомендации Министерства энергетики и угольной промышленности синхронно повышали цены в 2016-2019 годах. АМКУ установил, что министерство рекомендовало государственным предприятиям повысить предельный уровень цены угольной продукции для нужд ТЭС и ТЭЦ до соответствующего уровня. В такой ситуации Минэнергоугля не имело полномочий рекомендовать уровень предельных цен. Ведь в Украине продажа энергетического угля осуществляется на рыночных условиях. Поэтому комитетом принято решение, которым признано нарушение Министерства, которое заключалось в создании условий участникам рынка энергетического угля для совершения антиконкурентных согласованных действий», – говорится в сообщении АМКУ.
Компании тепловой генерации хоть и не подконтрольны Министерству энергетики, но во многом от него зависимы. Потому что это ведомство, например, занимается формированием так называемого энергетического баланса – документа, от которого зависит уровень загрузки мощностей той или иной ТЭС. Значимость этого энергобаланса для игроков рынка так велика, что они даже готовы рисковать головой министра, как это было в случае с Ольгой Буславец, уличенной в учете интересов группы «ДТЭК», и потому поплатившейся своей должностью.
К чему это? Да к тому, что в течение упомянутого Антимонопольным периода 2016-2019 годов Министерством энергетики управляли люди, далеко не всегда лояльные группе Ахметова, а потому логично думать, что в «ДТЭК» вряд ли могли себе позволить ослушаться установления упомянутых предельных цен на энергетический уголь. Но корректнее говорить, что в «ДТЭК» не видели для себя смысла «не соглашаться» с Минэнерго. Ведь вышеперечисленные компании покупали уголь по базовым ценам, схожим с предельными ценами Минэнергоугля, в то время как рыночные цены были другими.
«При рассмотрении дела Комитет проанализировал себестоимость добычи угля, его цены в соответствии с биржевыми котировками, колебания курса валют и налоговую нагрузку. Соотношение указанных факторов с ценами, определенными на совещаниях в Минэнергоугля, опровергает наличие объективных причин для совершения таких похожих действий», – говорит АМКУ.
Реакция команды Ахметова на решение Антимонопольного не заставила себя долго ждать.
Новости по теме: Зеленский ветировал закон об обличителях коррупционеров
«Комитет формализовано подошел к рассмотрению дела, не исследовал ситуацию на рынке и условия ценообразования, не предоставил возможности компании в полной мере выразить позицию и проигнорировал ряд важных аргументов. Также Комитетом не были соблюдены процессуальные права сторон – в частности рассмотрение осуществлялось по материалам, в ознакомлении с которыми компании было отказано, несмотря на ее просьбы», – заявили в ДТЭК, не упустив при этом возможность сообщить, что «будут отстаивать права и интересы в судебном порядке».
Таким образом, налицо новый громкий конфликт большого бизнеса и власти. Единственное, что стреноживает такое восприятие, это опыт прошлых лет. Речь идет про времена президентства Петра Порошенко. В первые годы его каденции Минэнерго Владимира Демчишина, члена команды Порошенко, заявляло про злоупотребление группой «ДТЭК» ценами на уголь.
Но спустя короткое время риторика представителей пятого президента Украины диаметрально изменилась, трансформировавшись в широко известную формулу угля под названием «Роттердам+». Именно с ее помощью были нормативно легализованы высокие цены на энергетический уголь, что тогдашний глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк называл адекватным и прозрачным ценообразованием.
Сейчас «Роттердам+» по сути начинает «догонять» Рината Ахметова. Потому что вышеупомянутый период 2016-2019 годов, которого касается нынешнее расследование Антимонопольного комитета, как раз является периодом действия формулы «Роттердам+». Настораживать донецкого олигарха должен еще и тот факт, что буквально в эти дни свой подход к данному вопросу изменил Офис генерального прокурора. Там впервые за продолжительное время сменили прокурора, пытавшегося замять уголовное производство по «Роттердаму».
Таким образом, хозяину «ДТЭК» самое время готовиться к витку конфликта с относительно новыми лицами центральной власти. Но опыт времен Петра Порошенко показывает, что эти публичные стычки легко перерастают в подковерные договорняки, на выходе из которых самый богатый украинец становится только сильнее.