Барбул Павел Алексеевич: история подсудимого казнокрада блокировавшего СМИ

Барбул Павел Алексеевич: история подсудимого казнокрада блокировавшего СМИ
Барбул Павел Алексеевич: история подсудимого казнокрада блокировавшего СМИ
Нынешнее законодательство несет серьезные риски для СМИ.

В последнее время украинское медиа-пространство страдает от новой формы давления - при помощи судебных решений отечественных провайдеров заставляют в буквальном смысле отключать СМИ. 18 февраля Печерский райсуд Киева обязал интернет-провайдеров заблокировать сайты 12 новостных изданий по иску бывшего директора госкомпании "Спецтехноэкспорт" Павла Барбула, подозреваемого в коррупции. В их числе оказались "Апостроф", "Главком", "Голос", "Антикор", From-ua и другие СМИ. Упомянутые издания в разное время разместили публикации, касающиеся злоупотреблений, возможно допущенных Барбулом, во время его работы руководителем госпредприятия "Спецтехноэкспорт" в 2014-2018 годах. После длительной борьбы за свободу слова все тот же Печерский райсуд 28 апреля постановил снять арест с доменного имени "Апострофа", а позицию сайта поддержали в Верховной раде. Депутаты собираются подготовить законодательные изменения, которые сделают невозможными подобные аресты, но пока битву против цензуры отнюдь нельзя назвать выигранной. Об опасности данного прецедента – массированных атак на СМИ через суды – "Апострофу" сказал Александр Глущенко, член правления Интернет-ассоциации Украины.

Хотелось бы отметить, что проблема с судебной блокировкой сайтов более широка, нежели мы ее сейчас видим в Украине. Тот набор инструментария, который государство нашло для себя в законодательном поле и использует - технически, технологически и стратегически неуклюж. То, что мы видим сейчас, когда арестовываются какие-то имущественные права: во-первых, какие-такие имущественные права возникают у пользователя, условно говоря "Укртелекома", или "Нетфликса", или CNN — непонятно. Во-вторых, этот инструмент сейчас очень удобно использовать для манипуляций, для выбивания каких-то сайтов и ресурсов через юридическую коллизию в правовой системе Украины. Мы видим, что судьи особо не собираются разбираться. Есть прецедент и список провайдеров, который кочует из решения в решение, и все, кто разбирается в телеком-рынке, понимают, что как-то очень витиевато расположен в решении суда список провайдеров, чья абонентская база отличается между собой в десятки, а то и в сотни раз.

Существующая ситуация предоставляет возможность для манипуляций, возможность выбивать конкурентов, а еще всегда есть человеческий фактор. В конце концов, можно взломать ресурс, разместить задним числом какую-то новость на нем, можно и подкупить редактора, чтобы он разместил новость. Если у вас на сайте 1000 новостей в день и работает 50 человек, которые их размещают (автора и редакторы), вы никогда этого не отследите, и нет такого человека, который помнит всю сотню размещенных новостей. То есть, можно все что угодно сделать, чтобы подать в суд и выбить из колеи украинский ресурс.

Есть конкретный кейс: 426 сайтов в феврале этого года пытались забанить через Голосеевский райсуд, чуть позже 12 информационных ресурсов пытаются заблокировать через Печерский (речь идет о печально известном иске Барбула, - "Апостроф"). Это практика, которая приведет к увеличению таких случаев по нарастающей. Законодателям и телеком-отрасли нужно собираться между собой и решать судьбу законодательного поля и рынка, как быть дальше. Потому что есть очень плохая практика и на нее еще никак не реагировали – как уже упоминалось выше, депутаты уже готовят нужные изменения в законы, и это очень хорошо.

"Под раздачу" может попасть и сайт какого-нибудь органа власти: судьи ведь тоже люди, могут не увидеть среди 426 сайтов в списке, например, сайт rada.gov.ua— почему нет? Никто же не проверяет эти сайты собственноручно. Или кто-то в домене ошибется на одну букву, и будет заблокирован невиновный ресурс — как дальше быть с таким? То есть, люди не нарушали закон, кто-то ошибся, и есть решение суда, которым их пытаются наказать.

Поэтому сложившаяся практика очень неправильна и надо ее менять, разрабатывать, опять-таки, нормальное законодательное поле, чем уже озаботились в Раде. Потому что если у вас есть претензии к ресурсу (например, есть сайт, у которого есть домен, на нем происходит что-то запрещенное), то, во-первых, есть хостер, а во-вторых есть регистратор домена, а провайдеры тут причем? Они вообще тут четвертая сторона, пострадавшая, которая за свой счет должна у себя на площадке технически банить доступ к ресурсам.

Кроме того, провайдеры не должны банить украинские сайты, если есть другие возможности работать с ними. Если на сайте размещена новость, и она задевает чьи-то честь и достоинство— пожалуйста, если есть опровержение, то сайт по решению суда может снять эту новость, написать опровержение. Но это не повод все просто банить! То есть, если в супермаркете нашли пачку просроченного молока — это же не повод его закрывать и оставлять людей без рабочих мест, правда? Если, например, так получилось, что правоохранители нашли нечестного судью в каком-то суде, это же не повод закрывать весь суд и парализовать его работу.

Новости по теме: Пенсионер первым открыл огонь. Прокурор раскрыл подробности штурма дома мытищинского стрелка и его ликвидации

Если что-то нарушает сайт, который зарегистрирован в Украине — решайте вопрос с хостером и регистратором домена. Если это сайт, на котором, условно говоря, размещена детская порнография, или рекламируют наркотики — просто аннулируйте домен, и не нужно заставлять всю базу телеком-операторов НКРСИ банить доступ к этим ресурсам.

Проблема еще и более глубока, чем ее видит украинская Фемида: имеем мину замедленного действия. Завтра россияне взломают кучу наших сайтов, разместят на них какие-то новости, найдут "фунта", который подаст в суд, и мы по его решению останемся без основных новостных ресурсов — почему нет, если у нас такая система? Если нам нужно что-то громкое, чтобы обратили внимание — у нас есть уже несколько громких кейсов, то ли с 400 сайтами, то ли с 12 — давайте обращать внимание!

Интернет-ассоциация Украины многим отправляла письма по поводу упомянутых инцидентов, в том числе мы ждем разъяснения от Верховного суда, какой должна быть судебная практика в упомянутых случаях. Потому что, если не реагировать на них — завтра окажется, что чуть ли не все новостные ресурсы забанены. Если мы идем в Европу, то должны руководствоваться существующими применительно к европейской журналистике понятными правилами игры и такими же процедурами.

Другие новости по теме:

На поставке горюче-смазочных материалов государству частная компания украла 107 млн гривен
На поставке горюче-смазочных материалов государству частная компания украла 107 млн гривен
В Электростали две пьяные женщины выпрыгнули с 9 этажа во время пожара и выжили
В Электростали две пьяные женщины выпрыгнули с 9 этажа во время пожара и выжили
Разорванные флаги Израиля и задержания: по Европе прошли акции в поддержку Палестины
Разорванные флаги Израиля и задержания: по Европе прошли акции в поддержку Палестины
Подсудимый уголовник Барбул Павел Алексеевич должен ответить за лжедонос, запугивание журналистов и давление на СМИ
Подсудимый уголовник Барбул Павел Алексеевич должен ответить за лжедонос, запугивание журналистов и давление на СМИ
Пираты взяли в плен россиянина у побережья Ганы
Пираты взяли в плен россиянина у побережья Ганы
Заманивают коровами и золотом: в Таиланде придумали, как завлечь людей прививаться от COVID-19
Заманивают коровами и золотом: в Таиланде придумали, как завлечь людей прививаться от COVID-19
Она слишком много знала: за что в Москве могли расправиться с бурятской чиновницей
Она слишком много знала: за что в Москве могли расправиться с бурятской чиновницей
Из-за землетрясения в Китае пришлось эвакуировать 20 тысяч человек, трое погибли
Из-за землетрясения в Китае пришлось эвакуировать 20 тысяч человек, трое погибли
"Слуга народа" Шевченко радуется задержанию в Минске журналиста Протасевича: "Вот это государственность!"
"Слуга народа" Шевченко радуется задержанию в Минске журналиста Протасевича: "Вот это государственность!"
«Нотки парфюма» в бизнесе Нисанова
«Нотки парфюма» в бизнесе Нисанова

Распечатать
09 декабря 2025 Финансовая афера 4bill: Дмитрий Рукин и его команда украли оборотные средства через электронные схемы и скрылись за границей
07 мая 2025 В Татарстане задержан российский военнослужащий по подозрению в насилии над школьницей
07 мая 2025 В Санкт-Петербурге задержали активистку Дарью Хейкинен
07 мая 2025 Путин и Си Цзиньпин собираются обсудить украинский конфликт и будущее проекта «Сила Сибири-2» во время переговоров
07 мая 2025 Артистка Елена Степаненко ведет судебную тяжбу из-за наследства своей подруги, что может привести к финансовым затруднениям
07 мая 2025 Осуждённый за похищение мэр Тамбова Максим Косенков организовал парад в детском саду
07 мая 2025 Си Цзиньпин отправился в Россию для обсуждения стратегического партнерства
07 мая 2025 Агата Муцениеце поделилась своими переживаниями о том, как её сына травят, а также о их временной разлуке
07 мая 2025 Задержки авиарейсов в российских аэропортах коснулись тысяч пассажиров
07 мая 2025 Великобритания вводит санкции против банкира Дениса Горбуненко, связанного с олигархом Дмитрием Фитрашем
07 мая 2025 Мошенничество на миллионы: куда исчез Дмитрий Рукин после скандала в 4Bill
07 мая 2025 Ставка на репутацию: как Авдолян смог избежать санкций благодаря своему статусу в Forbes
07 мая 2025 В Барнауле сотрудниками ФСБ был задержан иностранец за попытку поджога собора
07 мая 2025 Евросоюз намерен наказать Litasco за «содействие теневому флоту»
07 мая 2025 США вновь потеряли истребитель в Красном море
07 мая 2025 Прокуратура начала проверку после пожара на фабрике по обогащению угля в Якутии
07 мая 2025 Самолет президента Сербии вылетел из Баку, где был вынужден приземлиться из-за атаки дронов
07 мая 2025 Впервые власти осудили ультраправое движение «Русская община» за провокацию конфликтов
07 мая 2025 Компания «Яндекс» получила рекордное число запросов от властей на предоставление данных пользователей
07 мая 2025 Трамп выразил удивление по поводу решения ФИФА отстранить Россию от участия в футбольных турнирах