Как следует из соответствующего постановления правительства, расширившего полномочия фонда, квартиры можно будет передавать очередникам или жителям аварийных зданий.
Впрочем, не исключено, что по факту подобное нововведение лишь превратится в очередной коррупционный механизм для чиновничьего междусобойчика в строительной отрасли. Поясним: по данным Генпрокуратуры, только количество сирот, ожидающих получения положенного им по закону жилья, по состоянию на начало этого года составляло 182 тыс. человек. Что до аварийного жилья, то его объёмы год от года и вовсе лавинообразно растут. Так, нацпроект «Жильё и городская среда» предполагает к 2024 году переселить 540 тыс. жителей аварийного жилья по всей стране. Понятно, что на всех квартир не хватит, потому кто-то непременно окажется «равнее».
При этом не факт, что проблему вообще удастся решить. Фонд дольщиков был создан в 2017 году и является структурой «ДОМ.РФ», возглавляемой Виталием Мутко. Кстати, г-н Мутко также входит ещё и в наблюдательный совет Фонда дольщиков, а председателем этого совета является вице-премьер Марат Хуснуллин, считающийся чуть ли не главным лоббистом строительного бизнеса в кабмине.
Изначально предполагалось, что Фонд дольщиков – некая временная структура, ведь после перехода отрасли на эскроу-счета по замыслу чиновников дольщики должны исчезнуть вовсе. Однако щедрое госфинансирование фонда, очевидно, вносит коррективы в этот план. По состоянию на конец прошлого года в фонде было аккумулировано около 60 млрд рублей. Кроме того, в 2021–2023 годах фонд должен получить из бюджета ещё 54 миллиарда. И это не говоря о том, что в фонд также отчисляются взносы в размере 1,2% от каждого заключённого договора долевого участия. Понятно, что при таком раскладе ни г-ну Мутко, ни г-ну Хуснуллину расставаться с фондом и скорее решать проблемы дольщиков вряд ли захочется. А новые полномочия фонда, очевидно, не только продлят ему жизнь, но и откроют широкий простор для возможных злоупотреблений.
, – рассуждает председатель движения «Очередники Москвы» Луиза Мартьянова.