Суть любой финансовой аферы сводится к одному – в основе её лежит ставка на жадность и алчность, которые должны клюнуть на приманку так сильно, что отключится здравый смысл. «Финико» её создатели презентовали как «автоматизированную систему генерации прибыли», работающую «по принципу прогнозируемых рисков, которые управляются статистикой децентрализованных продуктов».
Не беда, если вы ничего не поняли в этом нагромождении слов – на то, судя по всему, и был расчёт. На пальцах клиентам объясняли так: дескать, есть команда опытнейших инвесторов, которые вкладывают деньги в криптовалюты, валютные пары и нефть, получая невероятную прибыль. Совсем уж простодушным предлагалась следующая программа: вносишь 35% от стоимости квартиры – и через 10 месяцев компания полностью закрывает за тебя ипотеку. А если речь идёт об автомобиле, то и вообще через 120 дней. Главным условием являлась покупка внутренней валюты компании, а также внесение тысячи долларов для активации депозита.
В декабре 2020 года «Финико» начала выпускать собственную криптовалюту FNK. В июне было объявлено, что расчёты с пользователями будут происходить только в ней, после чего курс резко пошёл вверх. Однако затем всего за неделю он опустился примерно с 217 долларов до 50 центов. После чего основатель «Финико» Кирилл Доронин объявил, что не может связаться со своими партнёрами. Те, в свою очередь, заявили, что отдали все деньги Доронину. В итоге обе стороны запутали ситуацию донельзя, а вкладчики тем временем сообщают, что не могут вывести свои деньги. По некоторым данным, в криптокошельках могло зависнуть не менее 26 млрд рублей – больше, чем собрали за последние годы другие пирамиды.
При этом саму «Финико» Центробанк также официально объявил финансовой пирамидой. Правда, сделал это только недавно, хотя сама организация работала чуть ли не с 2019 года.
Что будет дальше? Глава Татарстана Рустам Минниханов уже распорядился «дать правовую оценку и принять необходимые меры». Только непонятно, как это будет выглядеть. Формально ведь у вкладчиков принимали даже не деньги, а цифровую валюту, которая сама по себе вроде как не имеет ценности. К тому же у организации даже нет юридического адреса. Плюс злые языки поговаривают, что схемы такого масштаба просто не могут проворачиваться без надёжной «крыши» со стороны силовиков.