Поселок Бясь-Кюёль лишился свыше 30 домов, после чего стена огня развернулась в другую сторону, оставив в стороне еще около 200 зданий. Утром 9 августа дым от горящих лесов достиг Свердловской области, а до этого закрыл небо над Дальним Востоком.
В ближайшие дни осадки в Якутии не ожидаются. При этом температура воздуха составит около 30 градусов жары. Ветер будет дуть со скоростью до 9 метров в секунду. Все это прекрасные условия для распространения огня.
Пока в Якутии сгорело только одно село. При этом в воскресенье была начата эвакуация жителей сел Кобяконцы и Фрунзе Намского улуса, а также села Кальвица Кобяйского улуса. Пострадавшим жителям села Бясь-Кюёль пообещали заплатить по 30 тысяч рублей на первое время, потом оценят нанесенный огнем ущерб и заплатят еще сколько-то денег.
Руководитель общественного добровольческого штаба по борьбе с лесными пожарами в Якутии Афанасий Алексеев рассказал «МК», что ситуация в республике остается критической. «Следом за Бясь-Кюёлем могут сгореть еще 40 населенных пунктов. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Намском улусе, где огонь уже в непосредственной близости от сел. Людей заранее вывозят в районные центры. Спасти жилые дома тяжело, потому что села находятся в лесу. Огонь практически невозможно остановить», — рассказал «МК» Алексеев.
По его словам, сейчас речь идет не о том, чтобы побороть стихию, а о том, чтобы развернуть ее в противоположную от людей сторону и хотя бы минимизировать ущерб. «Огонь верховой, поэтому его не способны остановить ни поваленные деревья, ни рвы... он даже большие реки преодолевает», — пояснил глава добровольцев.
Алексеев настаивает, что ничего подобного в истории Якутии никогда не было. Среди причин трагедии он называет следующие обстоятельства: запрет на пал травы и сокращение количества лесничих в Якутии с 1,5 тысяч человек до 100. Раньше считалось, что именно пал травы приводит к возникновению пожаров. Но выяснилось, что заросли неубранного сухостоя еще больше способствуют возникновению разного рода очагов. А малое количество егерей не может за этим уследить.
«Все это наложилось на отсутствие дождей. Осадков не было уже полтора месяца, и по прогнозу синоптиков их не будет до сентября. Специалисты считают, что все это время мы должны терпеть, потому что со стихией уже не совладать. Нам прислали специальный самолет «Циклон», который должен вызывать дождь, но даже он не помогает, — говорит «МК» Алексеев. — Конечно, раньше надо было думать... Сейчас ситуация уже вышла из-под контроля. Уже свыше 6 миллионов гектар горит, а сколько животных при этом погибнет?»
Главный редактор научно-популярного журнала «Экология и жизнь» Александр Самсонов сообщил «МК», что к природному катаклизму привело глобальное потепление, на которое уже невозможно закрывать глаза.
«Пожары распространяются из-за погодных условий. То, что они достигли таких масштабов в Якутии, — это результат изменения климата. Глобальное потепление ведет к тому, что там, где было сухо, будет еще суше, а там, где сыро, — еще более сыро. Поэтому Сочи тонет, а Якутия, в которой всегда было сухо и которая является рекордсменом по количеству солнечных дней в России, горит. Для понимания, такая проблема в 2021 году сложилась не только в Якутии, но и, например, в Канаде, где установилась 50-градусная жара», — объясняет эколог.
По словам Самсонова, никакие волонтеры не смогут справиться со стихией, в лучшем случае они выступают в качестве группы поддержки. «Нужна целая армия профессионалов, укомплектованная в том числе авиацией, специальной техникой для рытья рвов, системой оповещения о появлении лесных пожаров и так далее. Например, сейчас в Якутии только один «Циклон», который с 2021 года смог потушить всего 50 очагов, а их там сотни, — считает эксперт. — Что касается лесников, то с развала СССР их количество в России сократилось в 4 раза. Но вряд ли их увеличение поможет справиться с ситуацией — глобальное потепление диктует новые правила борьбы с пожарами. Лесники в лучшем случае могут стать опорой для пожарных»
Вместе с тем, Самсонов не верит, что у России нет денег на борьбу с лесными пожарами. Он уверен, что когда так говорят, это значит, что деньги есть, но их решили потратить на что-то другое. «Леса — это защита от глобального потепления, поэтому их надо беречь. Если этого не делать, то ситуация будет только усугубляться», — заключил главный редактор журнала «Экология и жизнь».