«Мы призраки. И дети наши с внуками — тоже призраки»

«Мы призраки. И дети наши с внуками — тоже призраки»
«Мы призраки. И дети наши с внуками — тоже призраки»
В Челябинске строят набережные, велодорожки, делают парки и скверы с искрящейся иллюминацией, открывают новые детсады и школы.

Уходит на это десятки миллиардов рублей, еще миллионы тратятся на пиар этих достижений. Но если заглянуть чуть внутрь — буквально отъехав на 7,9 километра от площади Революции — мы увидим то, чего порой нет даже в самой глухой деревне: ямы вместо дорог, дыры — вместо крыш, подпорки для обваливающихся перекрытий и страшная вонь испражнений из подвалов, доверха заполненных нечистотами. Аптеки, школы или хотя бы одного детского садика поблизости тоже нет. Так живут жители улицы 2-й стройгородок в Тракторозаводском районе Челябинска. Это семь многоквартирных двух- и трехэтажных домов, три из них — силами жителей признаны аварийными и подлежащими сносу… в 2028 году. 

«Нас для них нет, мы — призраки, и дети наши с внуками — тоже призраки. Мы забытые люди. Только ласточки о нас помнят, гнезда в подъездах вьют», — так встретили нас жители этого места. Кажется, что жить и находиться здесь долго — невыносимо, но люди живут десятилетиями и верят, что когда-нибудь и их жизнь станет чуть комфортнее.

 qzeiddtiqdxidqevlsНаиль Фаттахов / Znak.com

Дома на улице 2-й стройгородок относятся к челябинскому поселку Чурилово, там же находится школа и садики, ближайшая аптека и больница, куда жители улицы вынуждены водить своих детей. А это не близко — надо пройти порядка пяти километров и три крупных железнодорожных переезда. Как раз за этими переездами, в низине железнодорожного отвала, и находится улица, до которой ни чиновникам, ни депутатам, да и части самих жителей, беспробудно пьющих, — дела нет. Часть домов была построена в 50-х годах прошлого века для сотрудников ФГКУ «Наша марка», еще часть — в 70-х для работников путевой части ЮУЖД. Ну и как принято в России, спустя время все развалилось, обанкротилось или приватизировалось, а про людей забыли. Вот и сейчас — многоквартирные дома признаны территорией города и района, а тепловые сети в окрестностях — находятся на балансе ПЧ РЖД.

На встречу с журналистами пришли жители и директор управляющей компанииНа встречу с журналистами пришли жители и директор управляющей компанииНаиль Фаттахов / Znak.com

Долгое время здесь не было управляющей компании, затем они менялись одна за другой, в последние полгода дома обслуживает ООО «МирКомфорта». Но даже директор УК Елена Лунькова признается — с учетом 60% неплательщиков и убитого состояния привести эти дома в мало-мальски нормальное состояние невозможно.

Елена встретила нас вместе с жителями, которые вышли рассказать и об общем коммунальном ужасе, и о своем — ведь в каждом доме здесь «свой идеальный мир», как выразилась старожил улицы Анна Сутормина, живущая в доме № 4 с 80-х годов прошлого века. Кто-то из жильцов директора УК хвалит и поддерживает, а кто-то — откровенно ругается на нее, считая, что все коммунальщики ничего не делают.

Наиль Фаттахов / Znak.com

«Начали делать опрессовку в конце июля, и с тех пор горячей воды нет, труба — на балансе ПЧ РЖД, — рассказывают жители. — Мы куда только не пишем жалобы, так как такое происходит каждый год. Причем это первая серия. Вторая начинается, когда запускают отопление. Тут у нас порыв на порыве. Вода бежит из лопающихся труб, с потолка, из подвалов. Проще сказать — где она не бежит. Вот сейчас опять случился порыв после очередной опрессовки, ПЧ РЖД сказали — денег на ремонт нет, можете скинуться сами — 100 тыс. рублей, и вам все сделают. Но откуда мы возьмем такие деньги? Потом, правда, когда мы стали везде писать и звонить, сказали, что починят сами. Но никаких работ не ведется, думаем, поставят заплатку и все, а когда отопление дадут — сети снова лопнут. Вон они — голые трубы, ни изоляции нет, ничего».

Наиль Фаттахов / Znak.com

Жильцы говорят, что писали обращения, чтобы теплосети передали от РЖД на баланс города, но власти этого делать не хотят, так как имущество ветхое и аварийное.

— Мы всего добиваемся через бумагу — напишем жалобу, прокуратура отреагирует, кто-то что-то сделает. Но это все ничто, так как ничего по факту не меняется, — говорит Людмила Кошутина. — Я родилась здесь, выросла, живу с двумя детьми, я люблю это место, но я готова бежать отсюда, потому что у нас плесень, у нас в домах обваливаются потолки, у нас просто страх. Я понимаю, что есть те, кто не платят, пьют и которым все равно, но ведь есть мы — мы обычные люди, работаем, оплачиваем ЖКХ, хотя платить тут не за что! Не у всех есть возможность схватить ипотеку и переехать отсюда прочь…

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Неужели Котова не может взять несколько этажей в новых домах в Чурилово и переселить жителей туда. Их надо расселять, хотя бы те три дома, что уже признаны аварийными. Мы полгода стараемся, но наших сил и возможностей не хватит. Тут в аварийных домах нет подвалов — все коммуникации снаружи и в стенах, чтобы их менять, надо долбить дом. А дом этого не вынесет. Там, посмотрите, потолок крыши обваливается, балки торчат, мы подпорки поставили, но каждый раз боимся — чуть снег или дождь, все может рухнуть, — дополняет Елена Лунькова.

Новости по теме: Зарубежным IT-гигантам придется открывать представительства

Наиль Фаттахов / Znak.com

Вместе с жителями идем в первые три дома — как раз те, что подлежат сносу к 2028 году.

— А у нас клопы завелись и плесень, плесень откуда-то из стен идет. А у меня дети. Заболеет кто или еще что — кто виноват будет? Да никто, потому что каждый за себя. А власти мы не нужны, одни плакаты вон депутатов на подъезды клеят, а даже двери в них сделать не могут или хоть бы дорогу отсыпали, — кричит нам из окна девушка из дома № 2.

Наиль Фаттахов / Znak.com

69-летняя жительница этого дома Лидия Манталуца показывает дыру в деревянном полу в помещении санузла — трубы от него идут под полом ее квартиры и регулярно топят ее. За устранение последнего порыва сантехник взял с нее 7 тыс. рублей, поставив пластиковые чопики на стыках труб.

— Твоя квартира, ты и плати, — сказал он мне.

— А переехать отсюда хотели бы? — спрашиваю.

— Нет.

— Почему? Ведь здесь невозможно.

— Дак все равно не переселят — зачем мечтать о том, чего не случится? Только настроение себе портить. Вот если фильм ужасов снимать кто соберется, скажите, чтобы приезжали к нам. Хотя никто не поедет — даже для фильма ужасов это слишком.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Другая жительница этого же дома Марина Костина сетует, что помощи им, и правда, ждать как-будто неоткуда, так как многие (и власти, вероятно, тоже) считают, что тут если это захолустье, то живут одни асоциальные элементы.

— Да, есть те, кто пьет, кто годами не платит за коммуналку, но ведь не все такие. Здесь много поколений, когда родители получали квартиру от РЖД или «Нашей марки», да так тут и остались. И, наверное, все эти люди, эти бабушки, заслужили хоть какого-то уважения. Соседи меня топят постоянно, так как у них санузел над моей кухней. Я им говорю: ну почините, а они мне — тебе надо, ты чини. Так и живем.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— А для меня это мечта — сбежать отсюда, но ипотеку не дают, — говорит жительница дома № 7 Светлана, укачивающая в коляске грудного ребенка. — Пойдемте, мы покажем вам, как живет наш дом — он не аварийный, новым считается. Только вот у меня день начинается с того, что я обрабатываю все средством против мух и комаров, а потом этим же заканчивается.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Дом, где живет Светлана с мамой и ребенком, а также соседний — это как раз дома, которые строила железная дорога в 80-х годах. Внешне они выглядят добротно — кирпичная кладка, увитые плющом стены, балконы, многие из которых застеклены евроокнами.

Главное — не заходить в подъезд, а если заходить — плотно зажимать нос от вони испражнений. Совершенно адское зловоние, от которого непривычному человеку режет глаза, идет из подвала. 

И так в обоих домах. Жители с боем потребовали от директора УК позвать сантехника с ключами, чтобы открыть подвалы и показать, что они не врут, что запах не берется из ниоткуда и виноваты в нем не жильцы дома, которых можно было бы, не зная ситуации, обвинить в антисанитарии.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Сантехника мы ждали полчаса. Он передал ключи Елене Луньковой. Вся в белом, она отрыла двери всех подвалов. В одном — стоят жидкие канализационные стоки, над которыми роятся полчища мух и комаров. В другом — чуть суше, и мы в него даже спустились и прошли до «мокрого места» — коммунальщики показали, что здесь меняли трубы, но почему-то одна из них оказалась уже то ли сломана, то ли некачественно сделана, поэтому все та же канализация снова через нее сочится в подвал. В нескольких подъездах в подвалы вообще не попасть — их просто замуровала бетоном прежняя управляющая компания, поэтому понять, насколько там все плохо — невозможно.

Наиль Фаттахов / Znak.com

 — Мухи, клопы, комары стаями круглый год. Вонь, которой пропитана вся наша одежда, запах репеллентов, а зимой — кошмарная сырость и сосульки по всему подъезду. Как тут можно жить? — машет рукой Света. 

— Скорую мы ждем по 4-8 часов, аптеки — нет. Садик ближайший в пяти километрах, в Чурилово. Мы берем машину и садим в нее всех детей, чтобы их везли в детсад. В школу — тоже в Чурилово. Должен ходить школьный автобус, но его нет, так как он не переезжает через три штуки железнодорожных путей. Та же остановка транспорта — за путями, которые должны переходить дети, чтобы попасть на автобус и доехать до школы. Магазин один у нас. Продавцы смеются, говорят, главное вам пластины против комаров вовремя завозить.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Ее ровесница Неля, у которой на руках тоже грудничок, сейчас как раз оформляет ипотеку, но особо не разбежишься, так как эти квартиры не продать, а значит, на первоначальный взнос надо копить годами. Ее муж поменял работу — ушел с неофициальной высокооплачиваемой, на официальную, но с низким заработком. Зато так процент одобрения от банка становится выше. При нас еще одна женщина из Светиного дома пробежала мимо с баулами — она уезжает, ей повезло с ипотекой.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Это мой район, я его люблю, я приехала сюда молодым специалистом на комбинат, дали квартиру, теперь мой дом — идеальный среди всех остальных, — говорит, ведя нас к самому южному дому № 4 Анна Сутормина. — Он не признан аварийным, и он прекрасен (, ). А вот тут тоже все идеально — идеально ровные разрушающиеся стены и потолок. Когда у нас зима, я в своем идеальном доме хожу по подъезду на корточках, так как выше — висят сосульки, можно удариться. А так все прекрасно — напряжения для света нигде нет, дороги такие, что в темноте убиться можно, воды горячей нет, а холодная — и та идет ржавой струйкой. Зато у нас уже восемь лет живут ласточки в домах — и вот это хорошо.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Ласточки в стройгородке действительно живут — вьют гнезда под потолками крыш, над квартирами и просто на торчащих балках стен. Они выводят птенцов и появляются каждый год, несмотря на смрад и весь хаос здешней жизни.

znak.com


Распечатать
09 декабря 2025 Финансовая афера 4bill: Дмитрий Рукин и его команда украли оборотные средства через электронные схемы и скрылись за границей
24 апреля 2025 Европейские государства готовы предложить Украине компромисс по территориальным вопросам для достижения мира
24 апреля 2025 Незаконная утилизация отходов: крупные строительные компании Санкт-Петербурга попали под обыски
24 апреля 2025 Сын представителей высшего руководства «Газпрома» Илья Тхорук получил гражданство Сербии
24 апреля 2025 Проблема в Шумейке: из-за сноса линии электропередачи дачники остались без воды и света
24 апреля 2025 Роскомнадзор требует удалить 17 публикаций из телеграм-канала «База»
24 апреля 2025 Незаконное удаление отходов: крупные строительные компании Санкт-Петербурга попали под обыски
24 апреля 2025 Москва обогнала Нью-Йорк по ценам на овощи, рыбу и молочные продукты
24 апреля 2025 Футболист команды Durban City потерял сознание перед матчем и скончался в больнице
24 апреля 2025 Симоньян рассказала о многолетней борьбе Кеосаяна за жизнь
24 апреля 2025 Меркулов и Глушков находятся под следствием из-за коррупционного скандала в строительстве объектов для обороны
24 апреля 2025 Солистка группы Artik & Asti вызвала волну недовольства в интернете
23 апреля 2025 Кофейня Surf Coffee подала в суд на школу серфинга из-за использования слова "surf" в её названии
23 апреля 2025 Подрядная организация с нарушением сроков и качества: компания «Лесстр» снова получит 185 миллионов рублей на строительство общежития СГУ
23 апреля 2025 Европейский Союз рассматривает возможность запрета на покупку российского газа на спотовом рынке
23 апреля 2025 Президент Сирии подтвердил, что Россия отклонила просьбу о передаче Башара Асада
23 апреля 2025 В Приморском крае Геннадий Шульга, являющийся независимым депутатом, был лишен мандата
23 апреля 2025 В Балаково началось голосование за благоустройство в рамках федеральной программы
23 апреля 2025 Российские солдаты ограбили туристическую базу в Белгородской области
23 апреля 2025 Рубио обратился к союзникам по НАТО с предложением увеличить расходы