Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из сообщения программы «Схемы».
Это может свидетельствовать о занижении официальной стоимости сделки для уменьшения суммы уплаты налогов в бюджет, объясняют эксперты. Сам Мельник в комментарии «Схемам» заявил, что «все – прозрачно», и такая стоимость квартиры подтверждена официальной оценкой.
Квартиру на 67,8 квадратных метра в ЖК «19 жемчужина» в курортном районе Одессы «Аркадия» Мельник приобрел 23 апреля 2020. Журналисты нашли договор купли-продажи квартиры, в котором указана стоимость сделки – 1129000 412 гривен. Такую же стоимость покупки новоизбранный директор БЭБ отразил в декларации. Таким образом, стоимость одного квадратного метра элитного жилья составляла около 17 000 гривен или почти 615 долларов, согласно официальному курсу НБУ в тот день.
При этом, как установили журналисты», рыночная цена за один квадратный метр этой квартиры в тот период была как минимум вдвое выше и составляла около 1200-1300 долларов.
Новости по теме: ООО «Евротерминал»: банда уголовников мародерствует в Одесском порту
Стоимость квадрата в этом ЖК, указанная на сайте агентства недвижимости – официального партнера по продаже квартир компании-застройщика Kadorr Group – «от 1300 долларов». Примерно такой же она была еще с момента сдачи дома в эксплуатацию: в 2017 году стоимость квадратного метра жилья здесь уже составляла от 1200 долларов. Это журналистам подтвердили у самого застройщика – в компании Kadorr Group.
Продавец квартиры – не публичный человек, работает в сфере IT. Журналисты связались с ним, но человек не захотел отвечать на вопросы, в частности, о том, насколько цена, указанная в договоре купли-продажи – соответствует той сумме, которую он на самом деле получил от Мельника.
Занижение реальной стоимости сделки при купле-продаже недвижимого имущества – практика, которая приводит к занижению налогооблагаемой базы, объясняют эксперты.
«Возможны случаи, когда идут на такое занижение. В этом случае стремятся к экономии на ссборах и налогах, уменьшению трансакционных издержек», – говорит руководитель ОО «Ассоциация профессиональных управляющих недвижимостью» Анатолий Топал.
«Мы прекрасно понимаем, что часто передают за миллион на бумаге, а по факту сверху доплачивают еще оставшуюся сумму, например, еще два миллиона. Поэтому это может быть для того, чтобы не платить государству лишний налог», – говорит исполнительный директор ОО «Антикоррупционный штаб» Сергей Миткалик.
Так, по купле-продаже такой квартиры в ЖК «19 жемчужина» в Одессе, если бы она состоялась по рыночной цене, государство в виде различных налогов и пошлин должна была получить около 192 000 гривен. Соответственно, если считать налоги со стоимости, указанной в официальном соглашении о купле-продаже квартиры, собственником которой стал Мельник, то они составляли вдвое меньше – около 96 000 гривен.
«Если же Мельник провел по договору одну сумму, а на самом деле оплатил еще часть дополнительно наличными – то может встать вопрос о таком правонарушении, как недостоверное декларирование, ведь в таком случае он задекларировал лишь часть понесенных расходов. Если сумма незадекларированных расходов превышает 500 прожиточных минимумов (для 2021 это 1189500 гривен) – это признаки уголовного преступления», – добавляет юрист Миткалик.
Журналисты пообщались с новоизбранным главой Бюро экономической безопасности Вадимом Мельником. В комментарии он заявил, что стоимость квартиры в декларации соответствует той, которую он заплатил за нее на самом деле. Добавив, что такую стоимость квартиры определил сам продавец, и она подтверждена официальной оценкой.
«Я оплатил ту сумму средств, которые определил продавец. Какая цена была указана, ту цену я заплатил. Я не очень мониторил объявления. Меня цена не впечатлила, или дешевая она, или дорогая – меня она устроила. Мне подбирали эту квартиру риэлторы (агентство недвижимости)», – заявил новоизбранный председатель БЭБ.
На вопрос, как он может объяснить, почему продавец решил продать недвижимость за цену, вдвое меньшую, чем ее рыночная стоимость, Мельник ответил: «Вот не готов я вам сказать, почему. Я не считаю эту цену заниженной. Для меня это – немалые средства – миллион гривен».
Вспомнить, сколько конкретно налогов и пошлин было уплачено из этого соглашения, Вадим Мельник не смог, однако отметил, что они «все были уплачены», а сама цена сделки «была определена в соответствующий законодательно установленный способ».
Новости по теме: Пенсионер первым открыл огонь. Прокурор раскрыл подробности штурма дома мытищинского стрелка и его ликвидации
На момент приобретения жилья в Одессе Вадим Мельник работал преподавателем Сумского государственного университета. До этого Мельник в основном работал на государственной службе. В частности, с 2000 и до 2016 года – в системе налоговых органов Украины. При президентстве Виктора Януковича был начальником следственного управления уголовных расследований Министерства доходов и сборов, которое возглавлял Александр Клименко.
После непродолжительного периода – с декабря 2016 по октябрь 2020 года, когда Мельник работал вне госслужбы, занимаясь преподавательской деятельностью, – в декабре 2020-го его назначили председателем Государственной фискальной службы Украины.
Жена Мельника владеет двумя салонами красоты в Ирпене Киевской области. Также семья, согласно декларации, имеет в собственности еще одну квартиру в Киеве на 159,4 м2, три квартиры в Ирпене общей площадью 234,9 м2, нежилые помещения в Киеве и Ирпене на 577,1 м2, квартиру в Турции на 75 м2 , земельный участок в Сумской области и Ирпене, и внедорожник Range Rover 2014 с прицепом. Общая стоимость этого имущества, которую указал Мельник, составляет более 7,5 млн гривен. При этом около 3 миллионов гривен наличными и размещены в банках остаются на счетах нового председателя БЭБ и его жены.
Официальный указ о назначении председателя ДФС Вадима Мельника главой нового государственного органа – Бюро экономической безопасности – появился на сайте Кабинета министров 20 августа 2021.
Он – один из трех финалистов, выбранных конкурсной комиссией. Двое других кандидатов на этот пост – член совета Нацбанка и советник министра финансов на общественных началах Василий Горбаль и прокурор Офиса генерального прокурора Аттила Ковчу.