Во-первых, в марте в Пресненском суде города Москвы продолжается слушание нового дела бывшего полковника Дмитрия Захарченко, которого несколько лет назад уже осудили по факту многолетнего крышевания «ГК 1520». Тогда, напомним, в приговоре звучало, что полковник Захарченко за свое покровительство от руководства фирмы получал ежемесячно 150 тысяч долларов. Но теперь открыто новое дело, полковника этапировали из колонии, где он отбывал наказание, в Москву и расследуют новые эпизоды в деятельности все той же «ГК 1520».
Во-вторых, в конце января на нары загремел новый фигурант этого дела – заместитель министра транспорта Российской Федерации и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Токарев. Так что сюжет вырисовывается интересный.
В данном случае нас интересует один из совладельцев ООО «ГК 1520» - Алексей Крапивин, но перед тем, как перейти к его личности, вкратце напомним фабулу.
После ареста Дмитрия Захарченко в 2016 году вскрылись подробности гигантского воровства бюджетных денег из структур РЖК, подряды которой получало ООО «Группа компаний 1520». Кроме того, выяснилось, что основатели «ГК 1520» через несколько банков (в деле фигурировали Интерпрогрессбанк и Инкредбанк) выводили средства в Молдавию, а далее – в страны Евросоюза и Великобританию. История длинная, но только в Великобританию, по данным российских СМИ, основатели «ГК 1520» в конечном счете вывели не менее 2 миллиардов евро, и обзавелись в Лондоне дорогой недвижимостью.
После того, как Захарченко дал показания, правоохранители объявили в розыск ключевых участников схемы – Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. Но относительно еще одного члена этой группы – Алексея Крапивина – следствие поступило довольно странно. Крапивин после нескольких дней розыска явился сам в органы дознания и дал показания. И… вышел оттуда в качестве свидетеля.
Почему это выглядит странным? Потому что Алексей Крапивин является не просто ключевым участником сделок «ГК 1520», без него эти схемы вообще бы не смогли существовать. Дело в том, что «зеленый свет» компаниям, который потом трансформировались в ООО «ГК 1520», дал отец Алексея Крапивина, Андрей Крапивин, бывший в то время советником главы РЖД Владимира Якунина. После его смерти Алексей унаследовал долю отца в фирме и в значительной мере – его связи. Которые и позволили продолжить получать подряды от РЖД.
При активном содействии руководства РЖД времен Якунина, «ГК 1520» заполучило обслуживающие предприятия железных дорог, поставщиков продукции, которые просто невозможно было убрать из «цепочки» нормального функционирования РЖД. И число таких предприятий «ГК 1520» постоянно росло, а вместе с ними росли и суммы контрактов. Причем это были такие суммы, которые ежегодно позволяли перекладывать в карманы десятки, а то и сотни миллиардов рублей. По линии МВД РФ хищения прикрывал как раз полковник Дмитрий Захарченко.
Как уже упоминалось, осенью 2018 из России убежали все совладельцы «ГК 1520», кроме Маркелова и Крапивина. Маркелова арестовали в рамках дела в отношении экс-сотрудника ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрия Захарченко. В рамках этого же дела проверялась информация о хищениях на 300 миллиардов рублей. Именно столько позаимствовали из средств РЖД учредители одного из главных подрядчиков госмонополии «ГК 1520» - Борис Ушерович, Валерий Маркелов, Алексей Крапивин и их деловые партнеры Дмитрий Моторин и Иван Станкевич.
Все они (кроме, конечно, Крапивина, который, напомним, превратился в простого свидетеля по делу) обвиняются в даче взяток Захарченко за общее покровительство.
И вот здесь интересна дальнейшая судьба Алексея Крапивина и ООО «ГК 1520». Если первого переквалифицировали в свидетели, то вторая, казалось бы, после такого грандиозного скандала должна была бы обанкротиться, а все деньги с ее счетов конфискованы в доходы государства. Но не тут-то было.
Потому что ООО «ГК 1520» не просто продолжает работать, а еще и развивается и наращивает обороты. И наращивает их за счет именно РЖД. Хотя группа и не раскрывает консолидированных финансовых показателей, тем не менее, известно, что в 2018-2020 годах ее выручка выросла на 65% – до 161 миллиардов рублей. В 2020 году 58 миллиардов рублей, то есть треть выручки «ГК 1520», обеспечила московская компания «Росжелдорпроект», в число бенефициаров которой через предприятие «Ленгипротранс» входит все тот же Алексей Крапивин. Стоимость его долей в компаниях группы, с учетом дивидендов, полученных за пять лет, оценивается в 760 миллионов долларов, остальная часть состояния – это 4% в мегаподрядчике «Нацпроектстрой».
Сам же Алексей Крапивин по состоянию на конец февраля Алексей Крапивин имел все шансы на вхождение в очередной список Forbes с состоянием 800 миллионов долларов. Интересное кино, не правда ли? В чем же секрет Алексея Крапивина, попавшего вместо нар в список Forbes?
А секрет предельно прост. Он имеет могущественного покровителя в лице Игоря Ротенберга, который, как утверждают источники, близкие к РЖД, является фактическим владельцем доли Крапивина в «ГК 1520». И именно он помог Крапивину из обвиняемых стать свидетелем по делу Захарченко. Возможно, именно за эту самую долю в «ГК 1520».
И именно Ротенберг помогал «решать вопросы» в Кремле после возбуждения уголовного дела в отношении бывшего владельца другого «железнодорожного» подрядчика – компании «Спецтрансстрой», экс-замглавы Минстроя Юрия Рейльяна.
Новости по теме: Возле школы в Москве произошла стрельба
Что касается тайны выведения Крапивина из-под удара по делу Захарченко, то она проста и ни для кого не является секретом. В момент, когда следствие по делу Захарченко объявило в розыск совладельцев «ГК 1520» Валерия Маркелова, Бориса Ушеровича и Алексея Крапивина, последний находился в Сочи и сбежать не успел.
Через несколько дней, находясь на подпольном положении в Сочи, Алексей Крапивин вышел на Игоря Ротенберга, с которым был знаком ранее. Он искал защиты себе и для бизнеса. Игорь обсудил тему со старшими членами семьи. Прошли консультации с главой РЖД Олегом Белозеровым, который считается креатурой Ротенбергов. Он сказал, что готов сохранить все контракты с «ГК 1520» на десятки миллиардов рублей и увеличить этот поток денег. В результате Игорь Ротенберг выразил готовность в покупке нового актива. После этого Крапивин добровольно явился в СКР, дал показания и остался в деле лишь свидетелем. С ноября 2018 он на рынке известен, как консультант Игоря Ротенберга. А сам Игорь Ротенберг – как управляющий и неофициальный владелец «ГК 1520». Именно с ним и решают все вопросы.
Результат – налицо. Кроме уже упоминаемых финансовых успехов в 2018-2020 годах, по протекции Ротенберга подряды «Спецтрансстроя» оказались переданы в «ГК 1520»: в частности, в 2022 году на модернизацию Восточного полигона РЖД предполагалось направить 100 миллиардов рублей, хотя в 2021-м не удалось освоить в пять раз меньшие финансовые объемы.
Кроме того, как выяснилось после скандала с «ГК 1520», подряды РЖД для Крапивина это не единственный источник дохода. Другая часть его мини-империи включает строительные компании. Ими Алексей Крапивин владеет через «Группу компаний 1520» с офисом в особняке на проспекте Мира. Крупнейшие структуры — «Объединенная строительная компания 1520» («ОСК 1520») с выручкой в 44 миллиарда рублей и «Бамстроймеханизация» вместе со своей материнской компанией «УК БСМ», заработавшая в 2020 году около 19 миллиардов рублей. «ОСК 1520» работает по всей России, строит не только железнодорожную инфраструктуру, но и объекты метро. «Бамстроймеханизация» базируется в Тынде в Амурской области еще со времен прокладки БАМа. Как писал РБК, компания строила трассу Чита — Хабаровск, железную дорогу к Эльгинскому угольному месторождению, автодорогу «Лена» в Якутии и даже олимпийские объекты. В 2014 году «Бамстроймеханизация» выиграла крупнейший тендер стоимостью 133,5 миллиарда рублей на развитие Восточного полигона, в том числе строительство второй ветки БАМа и реконструкцию Транссиба. В 2021 году «Бамстроймеханизация» договорилась с ФСИН, что часть работ на БАМе будут выполнять хабаровские заключенные.
Кроме того, летом 2019 года стало известно о создании мегаигрока на рынке инфраструктурного строительства. На Петербургском международном экономическом форуме было объявлено об альянсе еще одного многолетнего «короля госзаказа» Аркадия Ротенберга и ВЭБ РФ. Список активов, которые должны были войти в периметр «Нацпроектстроя», удивил: помимо одного из крупнейших подрядчиков Керченского моста «Мостотреста» и «ТЭК Мосэнерго», принадлежавшего сыну Ротенберга Игорю, называлась «Группа компаний 1520».
Структуры «Группы компаний 1520» кредитуются в СМП-банке и Мособлбанке Ротенбергов. Формирование «Нацпроектстроя» началось давно. В 2020 году в состав компании вошли активы, выделенные из «Мостотреста», в конце 2021-го она стала собственником «ТЭК Мосэнерго».
Как рассказал представитель «Нацпроектстроя», ВЭБ РФ владеет в компании 48%, остальные акции распределены между закрытыми паевыми фондами, малоизвестной компанией «НПО Центр» (она выкупала «ТЭК Мосэнерго» у Ротенбергов), небольшой пакет принадлежит гендиректору «ТЭК Мосэнерго» Дмитрию Рябову. Пакет Крапивина в «Нацпроектстрое» может стоить минимум $40 миллионов. Эта оценка основана на размере чистых активов компании, которые весной 2021 года составляли 76 миллиардов рублей. Сумма совпадает со взносом в уставной капитал, который «Нацпроектстрой» получил при создании и затем, как следует из его баланса, вложил в некие долгосрочные финансовые проекты.
Но и это не все. Отметился Крапивин и на рынке микрокредитных организаций, тех самых, которые впаривают россиянам так называемые «беззалоговые кредиты», по которым потом приходится платить бешеные проценты.
Он, как минимум, имеет непосредственное отношение к микрокредитной организации «VIVA средства». Пострадавших от «VIVA Средства» довольно много. На интернет-ресурсе Banki.ru указано несколько историй, которые произошли с мая по декабрь 2021 года. Они все похожи: человек случайно выясняет, что на него оформлен микрокредит. При всем этом суммы упоминаются различные: от 3 000 до 11 000 рублей.
Под брендом «VIVA Средства» работает микрокредитная организация «Центр денежной поддержки» (ЦФП). Обладателем ЦФП является кипрский оффшор Guinford Management Ltd., одна из самых крупных долей (сорок восемь процентов) в каком принадлежит предпринимателю Роману Мирончику, он же возглавляет совет руководителей АО МФК «ЦФП» («VIVA Средства»). Оставшаяся доля распределена между семью физическими лицами и еще 2-мя оффшорными зонами.
Роман Мирончик владеет комплексом «Бахрушин Хаус»в Москве вместе с Алексеем Крапивиным. Не считая Мирончика, существенной частью кипрского оффшора, где скрываются конечные обладатели «VIVA Средства», обладает Roden Capital Management Ltd (13,3 %).
Он, со своей стороны, принадлежит Роману Пивовару и Денису Учаеву (у каждого по сорок девять процентов). У Пивовара и Учаева также по двадцать процентов в ООО «Фермерское хозяйство «Сима»» (Юрьев-Польский район Владимирской области), где двадцать процентов принадлежат Дмитрию Майстренко — товарищу и деловому партнеру Алексея Крапивина. Из маленьких партнеров оффшора интерес представляет Алексей Пугачев – компаньон и деловой партнер Бориса Ушеровича и Валерия Маркелова.
Часть партнеров оффшора и управленцев «ЦФП» имеют отношение к иной микрокредитной организации — «Финпоинт». На рынке существует мнение, что конкретно Крапивин, Ушерович и Маркелов являются полноценными партнерами этой микрофинансовой империи.
Как следует из этой краткой истории о запутанной системе владения микрокредитными организациями, мы возвращаемся все к тем же фамилиям – Ушерович, Маркелов, Крапивин. Которые и всплыли, собственно, после того, как сел бывший полковник Дмитрий Захарченко.
Если с Ушеровичем и Маркеловым все более-менее ясно, то с Алексеем Крапивиным история далеко не закончена. Потому что последние события на внешнеполитическом фронте спутали и все расклады внутри страны. Каким образом связаны все эти вещи? Ответ банально прост: экономика, скажем мягко, начинает испытывать большие трудности. И бюджетный пирог, гигантские куски от которого отхватывал Алексей Крапивин, резко ужался. А желающих оторвать напоследок от него хоть кусочек не уменьшилось.
И тут вступает в силу закон крыс в бочке: выживает сильнейший. Окажется ли этим сильнейшим Алексей Крапивин?
Поживем – увидим. Но не следует забывать о слушании дела Захарченко, где уже всплывают фамилии основателей «ГК 1520», и это не только Маркелов и Ушерович, а и Крапивин. И о всего месяц как отправленном на нары бывшем главе Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимире Токареве. Они многое могут рассказать об Алексее Крапивине. Поможет ли на сей раз Игорь Ротенберг остаться Крапивину свидетелем – большой вопрос.