Если верить отчетам En+ Group, то все у компании замечательно – за 2021 год En+ Group показала выручку в более чем десять миллиардов долларов и заявила о чистой прибыли в размере чуть более миллиарда долларов:
Однако можно принять уже как факт то, что 2022 год станет в истории компании, основанной ровно двадцать лет назад, последним. Конечно, в самой En+ Group это категорически отрицают, но суровая действительность делает этот весьма пессимистический прогноз вполне реальным.
Дело в том, что En+ Group слишком сильно ориентирована на экспорт. Основа этого экспорта – цветные металлы, в частности, алюминий и сырье. А с продажей всех этих материалов в последний месяц возникли огромные трудности – пусть официальное эмбарго еще до конца не оформлено, но сырье просто не покупает конечный потребитель, сосредоточенный в массе своей в странах так называемого Запада.
Естественно, что руководство En+ Group обходит тему предстоящих, мягко говоря, трудностей, напирая на свой вклад в развитие России и подчеркивая высокую стоимость своих активов, но для внимательного наблюдателя очевидными есть несколько событий, произошедших в компании в течении последнего времени. И все эти события по отдельности можно обойти молчанием или объяснить более-менее приемлемым способом, но в комплексе они приводят к однозначному выводу – части империи господина Дерипаски, каковой является En+ Group, приходит конец.
Проблемы в En+ Group начались еще четыре года назад, когда 6 апреля 2018 года в составе всех активов Олега Дерипаски En+ Group была включена в список лиц и организаций, находящихся под санкциями США. Напомним, тогда вспыхнул скандал в связи с вмешательством в выборы президента США, к которому называли причастным Олега Дерипаску. В его домах в США произошли обыски, а над активами замаячили санкции. Что бы там не заявлял сам Дерипаска по поводу этих обысков, да, собственно, по большому счету, правда его утверждения о своей непричастности к факту фальсификации выборов или нет, никого это не интересовало – активы Дерипаски попали в санкционный список Минфина США. И их было решено существенно сократить.
Чтобы каким-то образом вывести компанию из-под удара, Дерипаска снизил свое официальное присутствие в реестре держателей акций, передав часть из них подставным лицам.
Кроме того, 20 декабря 2018 года акционеры En+ Group поддержали перерегистрацию группы компаний с британской оффшорной территории – острова Джерси – на Октябрьский остров в Калининградской области Российской Федерации. Там в соответствии с законом «О международных компаниях» был создан специальный административный район. По сути, эта юрисдикция тоже является оффшором, только российским. 8 февраля 2019 года вновь сформированный в соответствии с требованиями США совет директоров подтвердил решение о перерегистрации En+ и «Русала» на территории России. Кстати, ранее в калининградском оффшоре зарегистрировались еще семь компаний, аффилированных с Олегом Дерипаской.
Новости по теме: Известный украинский айтишник разбил в Дубае суперкар Ferrari за 1,2 млн долларов
Все эти меры позволили в некоторой мере выровнять ситуацию и En+ Group смогла продолжить работать с прибылью. Однако, несмотря на предпринятые Дерипаской шаги, у компаний, которые смогли официально выйти из-под санкций в 2018 году, все равно была нарушена логистика, они были отрезаны от валютного финансирования. Что не могло не принести своих результатов. И они, естественно, были негативными.
Однако все это было просто цветочками по сравнению с событиями последнего месяца. Новые пакеты санкций напоминают по своему действию работу стратегической авиации США по отношению к экономике Райха во время Второй мировой – они методично выбивают в том числе и En+ Group из лидеров сырьевого рынка. Случилось, собственно, то, о чем говорили умные люди еще во время основания En+ Group в 2002 году – нельзя всю жизнь продавать сырье и быть сырьевым придатком. Рано или поздно эта райская жизнь закончится. Нормальные люди, продавая сырье, вкладывают заработанные деньги не в яхты и самолеты, а в производство.
Однако все производство, в которое вложилась несколько лет тому En+ Group – это открытие майнинговых ферм. И то лишь потому, что среди активов En+ Group – несколько электростанций, в частности, Братская, Иркутская, Усть-Илимская и Красноярская ГЭС, а для майнинга криптовалют наиболее затратным ресурсом является именно электроэнергия.
Можно ли назвать это процесс производством – вопрос спорный. Но факт того, что все вышеперечисленные ГЭС наносят существенный ущерб окружающей среде – бесспорен. Об этом несколько раз писала «Новая газета»:
Относительно общей прибыли компании от майнинга достоверно ничего не известно, но, например, в 2018 году руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова предположила, что озвученный годовой спрос на электричество может принести En+ от 10 до 15 миллионов долларов. Сколько из этих денег потрачено на восстановление экологического баланса регионов, прилегающих к ГЭС, неизвестно. Но зато известны результаты деятельности En+ Group, о чем тоже писала «Новая газета»:
К слову, напомним, что ни сам Олег Дерипаска, ни его En+ Group ни в коей мере не причастны к строительству вышеперечисленных ГЭС и заводов, волшебным образом оказавшимся вдруг в его собственности.
Напомним, что кроме ГЭС, En+ Group является владельцем Красноярского, Братского, Богучанского, Иркутского, Саяногорского, Новокузнецкого, Хакасского, Волгоградского, Уральского, Богословского и Кандалакшского алюминиевых заводов. И 90% потребностей электроэнергии этих заводов обеспечивают близлежащее ГЭС, принадлежащие той же En+ Group. Это с точки зрения бизнеса хорошо, но вот так ли хорошо с точки зрения людей, вдыхающих воздух и пьющий воду, загрязненные выбросами всех этих предприятий?
Впрочем, достаточно с экологией. О масштабном загрязнении природы и путях получения активов Дерипаской мы напомнили лишь для того, чтобы сочувствие к «большому бизнесу, страдающему от антироссийских санкций», не было бездумным.
Вернемся в сегодняшний день. И к санкциям. Хотя конкретно в отношении En+ Group не вводились санкционные ограничения, логистические издержки компании растут. Кроме того, в компании отмечают и рост стоимости оборудования и запасных частей, причем даже у российских поставщиков.
Усугубило ситуацию и недавнее жесткое повышение ключевой ставки Центробанка. Теперь она составляет 20%, а, значит, бизнес ждет двукратный рост процентных расходов по всем кредитам. Это может привести к тому, что компании больше не смогут эти кредиты обслуживать.
Еще одна проблема, с которой в ближайшем будущем могут столкнуться энергетические компании, – мораторий на штрафы и отключение неплательщиков. В этом случае долги будут скапливаться, а средств на необходимые ремонты у энергетиков не будет. Отсюда – вынужденные отключения. Сейчас импортные АСУ уже остались без техподдержки. Переориентация на Азию, о которой говорил основатель компании Олег Дерипаска, возможна и перспективна, но запустить процесс не так легко.
Все это четко понял многолетний председатель совета директоров En+ Group английский лорд Грегори Баркер, который 7 марта заявил, что покидает компанию. Почему это симптоматично? Ответ прост для тех, кто хотя бы поверхностно понимает систему работы корпораций – людей с громкими титулами эти компании нанимают исключительно для престижа. Лорд Баркер на должности председателя совета директоров играл роль свадебного генерала – «сидел и раздувал щеки». За это ему платили немаленькие деньги – титул лорда обязывал его владельца продаваться не за копейки. Но с недавних пор у En+ Group просто нет лишних денег на оплату «отцов английской демократии». Приходится затягивать пояса. И если в случае с лордом Баркером En+ Group выпустила соответствующий пресс-релиз, красиво объясняющий его уход из компании, то в случае с десятками тысяч простых работяг, которые уже начали оказываться на улице, таких релизов не будет.
Ведь никто же не сомневается, что En+ Group, стремительно уходящая в финансовое пике, ограничится увольнением только председателя совета директоров? Лорд Баркер – это только верхушка пирамиды. Вот только он, уехав из России на родину, прекрасно сможет прожить на отложенные из многомиллионной зарплаты деньги еще много лет. Но в случае с рядовыми рабочими En+ Group этого отнюдь не скажешь. А ведь на улице в ближайшие месяцы окажутся десятки тысяч из работников предприятий, входящих в En+ Group. Мы ведь не зря перечислили некоторые из этих предприятий – по одному только перечню можно понять, что от Дерипаски зависят буквально сотни тысяч людей. Сколько из них завтра станут безработными – одному Богу известно.
И, как уже вскользь упоминалось, санкции, под которые En+ Group практически не попала, тут играют довольно опосредованную роль. Главное, как уже тоже упоминалось, - система ведения бизнеса. Когда украденные у государства сырьевые ресурсы трансформируются не в производство, а в яхты, виллы в США, самолеты и бриллианты. Что и делал все двадцать лет владения компанией En+ Group Олег Дерипаска. Он сам, конечно, превратившись из миллиардера в миллионера, с голоду не умрет. Но вот судьба тех, кто создавал ему эти миллиарды, перспективами отнюдь не блещет.