Как сообщает корреспондент The Moscow Post, один из крупнейших производителей автобусов Volgabus собирается в этом году увеличить выпуск минимум втрое, несмотря на санкции, сбои логистики и рост цен на комплектующие. Об этом в интервью "Коммерсанту" рассказал основатель и владелец 18% акций холдинга "Волгабас Групп" (ВГБ) Алексей Бакулин, еще 20% в компании принадлежат его отцу Анатолию Бакулину.
Банковская история
Для того, чтобы понимать, о ком идет речь, надо погрузиться немного в историю, которая изначально, кажется, не связана с автобусной промышленностью. Итак, не так давно вокруг "Восточного экспресс банка" (далее – "Восточный"), у которого ВГБ брал кредиты на сотни миллионов рублей, разгорелся скандал.
Уголовное преследование тогда коснулось основателя инвестфонда Baring Vostok (совладельца части акций банка) Майкла Калви. Формально – его подозревали в хищении 2,5 млрд рублей из "Восточного", но по факту истинной причиной мог стать корпоративный конфликт с другим совладельцем кредитной организации бизнесменом Артемом Аветисяном.
В конфликте оказался замешан ВГБ – проверка Центробанка выявила факты неадекватной оценки рисков при выдаче кредитов ему и его дочернему предприятию ООО "НООТ" и компании-перевозчику "АДМ". "Восточный" тогда входил в состав их учредителей, так что сотрудничали организации более, чем плотно.
Важно и то, что сделки с покупкой доли "АДМ" и "НООТ" проводились через кипрский офшор. Кто знает, сколько действительно денег ушло на их приобретение, а сколько осело в карманах Аветисяна и Бакулина? Возможно, этим же вопросом задались и другие владельцы "Восточного", что и спровоцировало внутренний конфликт.
Фактически банкроты или баснословные богачи?
Тем временем финансовое положение ВГБ, по факту, оставляет желать лучшего, несмотря на солнечные перспективы, которые рисует господин Бакулин. К компании постоянно поступают иски о банкротстве. Например, в феврале 2019 года "Россельхозбанк" подал против предприятия иск на сумму свыше полумиллиарда рублей – долг предприятия по векселям – писали "Новости Волгограда".
"Давит" ВГБ и (бывший ли?) "партнер" Аветисян. Как ранее писал The Moscow Post, сделано это может быть, чтобы отвести от себя подозрения в кооперации с Бакулиным и "выйти сухим из воды".
Как на это смотрит сам владелец ВГБ, сказать трудно. Возможно, клянет Аветисяна, понимая, что не может ничего ему предъявить, поскольку тогда и сам попадет под удар, а возможно, все совершается по взаимной договоренности – один другому помогает. Все равно к ВГБ претензии есть не только у "бывшего партнера", но и у ряда других организаций. Так что, одним больше, одним меньше – роли не играет.
Гораздо важнее, что при помощи Аветисяна из "Восточного" на офшорные счета, связанные с ним и Бакуниным, могли выводится миллионные суммы, которые, в случае чего, "прикроют тыл" обоим.
Какой бизнес без политики?
Есть связи у Бакулина и в правительстве Владимирской области – его интересы может лоббировать сама бывшая губернатор Светлана Орлова. По крайней мере именно при ней ВГБ сначала получил землю, а потом помпезно открыл новый завод по производству автобусов, который, к слову и спустя год после открытия в 2017 – работать так и не начал.
Мероприятие, как поговаривают, провели исключительно для отчета перед президентом: туда специально пригнали несколько готовых автобусов с одноименного завода в Волгоградской области, а затем увезли обратно.
Алексей Бакулин кроме бизнес-проектов занимался и политикой – в частности в 2009-2013 годах занимал кресло депутата Волжской городской думы. На должности он занимался лоббированием интересов свой компании (например, именно при нем подали обращение на имя министра энергетики Александра Новака с просьбой поддержать на федеральном уровне рынок газомоторного транспорта, как раз такой производит ВГБ), много обещал – в том числе касательно автобусной промышленности: например, то в 2017 году в России будут ездить бесплатные автобусы Volgabus, а в 2018 они будут работать на ЧМ по футболу. Каков сказочник!
Весь в отца – действующего депутата Вологодской областной думы и советника губернатора, который оттуда может лоббировать интересы конторы, в которой он числится одним из учредителей. Вообще, судя по всему, весь бизнес Бакулина-младшего начался от отца – тот еще в 90-е создал предприятие "Волжанин", что потом стало частью ВГБ и, наверняка, Бакулин-старший до сих пор принимает деятельное участие в жизни компании сына.
С учетом того, что в 1999 году Алексей Бакулин занял пост советника министра транспорта РФ, и так и остался в политике, несложно сложить в уме кто за кого и где ратует.
И так сойдет
Новости по теме: Известный украинский айтишник разбил в Дубае суперкар Ferrari за 1,2 млн долларов
Только вот с качеством продукции у компании большие проблемы – в 2018 году с волжской фирмы, входящей в состав холдинга, взыскали почти 1,3 млн рублей за поставку неисправного транспорта АО "Транснефть-Приволга". Компания получила от ВГБ пассажирский автобус, который сломался менее чем через два месяца. Оказалось, что часть его деталей была бракованной. Требование о ремонте было успешно проигнорировано – писали "Новости Волгограда".
Несколько компаний, входивших в структура ВГБ, на сегодняшний день банкроты. Самым резонансным была ситуация с ООО "ВАП "Волжанин", что выиграло контракт на поставку автобусов ООО "Газтехлизинг", сорвало сроки поставки и "потеряло" 82 млн рублей где-то "по дороге" от предприятия до заказчика – писали "Новости Волгограда".
Денег нет, но мы держимся
Если покопаться в структуре компании и внимательно ознакомится с финансовым положением "дочек" ВГБ, становится очевидно, что компании до сих пор держатся на плаву явно не просто так. По крайней мере они уже давно выглядят "выжатыми", как лимон, но почему-то до сих пор не обанкрочены.
К примеру, лизинговая "Троя Медикал Групп" резко "вышла в кэш" в 2019 году, но уже в 2020 ее финансы снова упали до нуля, несмотря на то, что в этом же году фирма получила контракт на поставку автобуса и комплектующих от министерства по управлению имуществом Пермского края на сумму более 615 млн рублей.
Правда, исполнение было прекращено еще о того, как контора приступила к его реализации. Чиновники поняли, что 615 млн рублей – слишком "жирная" цена для автобуса и пары деталей и заподозрили неладное или не смогли договориться о цене "отката"?
Правовая "КВВК" в 2021 году потеряла 6,4 млн рублей, усугубляет положение наложенное на долю ВГБ обременение. Кроме того "из кожи вон лезет" "Восточный", дабы взыскать с конторы побольше долговых денег.
Уже упоминавшийся ранее "НООТ" вообще внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Причина смехотворная! Организация выиграла конкурс на оказание услуг лизинга автобусов большого класса для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" и не стала его исполнять. То есть сначала ВГБ "договорились" с властями, а потом осознали, что у них нет финансовых резервов или как это понимать?
Но ничего страшного, это, видимо, мало кого волнует, потому что и после произошедшего (в 2020 году) с организацией продолжают заключаться госконтракты – последний был "на блюдечке" подан "дочке" ВГБ в 2021 году от МКП "Оренбургские пассажирские перевозки".
Не мешает и наличие обременения на доле ВГБ государственным организациям заключать контракты с "БМГ" – фирма уже получила более 2,2 млрд рублей и однозначно получит еще. Хотя финансовое положение компании от этого нисколько не улучшается.
Офшорная история
Может быть деньги внезапно "утекли" в офшор "БОК РАША ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД", который зачем-то "заходил" в компанию через "Юниаструм Лизинг" на недельный срок в 2017 году и на несколько месяцев в 2016-2017.
Либо напрямую Аветисяну, через "Финвижн Холингз", что вышла из состава учредителей "НООТ" в 2020 году. Кстати, интересно, что эта же компания в свое время владела и "Юниаструм Лизинг", за которым напрямую вырисовывается силуэт господина Аветисяна.
Тот же офшор – "БОК РАША ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД" является владельцем ныне ликвидированного "Юниаструм Банка", акции которого принадлежали Аветисяну. Вот вам и еще одна ниточка, связывающая бывшего банкира и Бакулина.
Причем, интересно, что "БОК РАША ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД" и "ФИНВИЖН ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД" имеют одинаковые номера и в реестре "слиты" в одну компанию, так что можно смело утверждать, что за обоими стоят интересы одних и тех же людей. Видимо вся эта схема с якобы разделом офшора на два независимых провернута, чтобы один и тот же не "мельтешил" слишком часто в компаниях, аффилированных Бакулину и Аветисяну.
Глупость или бесстрашие?
Глядя на финансовое положение "дочек" ВГБ возникает закономерный вопрос – как вы, господин Бакулин, собираетесь в 2021 году в три раза повысить выпуск автобусов, еще и в период, когда на иностранные счета, которые вам могут принадлежать на пару с Аветисяном, наложены санкции? Очередные пустые обещания? Кому они нужны?
Резюмируем – Бакулин мог участвовать в выводе денег из "Восточного" на пару с Аветисяном, и, возможно, только за счет них и своего влиятельного папы и "тащил" до сих пор работу предприятия.
При этом господин Бакулин с гордостью заявляет о фактически невыполнимых планах по троекратному увеличению показателей выпуска новых автобусов на фоне практически банкротства дочерних структур ВГБ. Остается гадать, когда наконец "схлопнется" империя бизнесмена.
Источник: The Moscow Post