Кто и как повлиял на дело, и какие перспективы у экс-силовика — разбиралась редакция сетевого издания «».
С нечистой совестью
Практически любой осужденный силовик, особенно занимавший некогда высокий пост, не только не считает себя виновным, но и пребывает в полной уверенности, что стал жертвой кулуарных ведомственных интриг, доносов и подсиживания. В случае с генералом Быковым — это частично так.
Сегодня опальный генерал не только хочет "отмыться до бела", но и, по слухам, снова пристроится куда-то поближе к силовым структурам. На днях Санкт-Петербургский городской суд рассмотрел апелляцию на постановление Дзержинского районного суда об отказе бывшему генерал-майору Виталию Быкову в снятии судимости. Осужденный в 2017 году, экс-начальник расформированного Главка МВД по СЗФО получил УДО уже в следующем 2018 году. По слухам, на самом деле, в колонии "как следует" генерал не сидел и дня, так как прилично провел время в СИЗО. Через три года, он стал добиваться снятия судимости. По заявлению его защитников, непогашенная судимость, якобы, мешает бывшему начальнику найти себе работу. Правда заявления адвоката противоречат его дальнейшим высказываниям. Так в качестве подкрепляющего его положительные характеристики факта, сторона защиты указала, что он один выплатил 7 млн. из назначенного судом штрафа в 17 млн. рублей.
И тут сразу возникает вопрос — откуда у сидевшего под арестом, лишенного звания и всех регалий осужденного экс-генерала находятся такие суммы? Как говорят знающие люди, "из той самой кубышки, что он нажил будучи руководителем". Именно эта кубышка, по слухам, и помогла ему выйти практически сухим из воды, если не считать потерю звания, а так-же полагающейся к званию пенсии и положения. Как говорят знающие люди, благосостояние Быкова зиждится на лояльности к "уважаемым людям". Еще в 2011 году, в пору его триумфального, но странного назначения на должность начальника ГУ МВД по СЗФО, уже негласно подозревали в пособничестве криминальным "авторитетам". Генерал, якобы, совершенно не гнушался вытаскивать последних их тюрьмы, закрывать уголовные дела или влиять на ход следствия. Как писали в те годы СМИ, в некоторых уголовных делах терялись доказательства или появлялись документы медицинского освидетельствования с тяжелыми заболеваниями для "нужного человека".
Нужные вопросы
Впрочем, если хорошенько покопаться в истории с "золотыми парашютами", то можно сказать, что история с огромными премиями (которые выписывались своим и на "мертвые" души), никакого удивления у работающих в системе силовиков не вызывает. Подобная система есть в каждом ведомстве и практиковалась она не только в ГУ МВД России по СЗФО, и, что самое интересное, живет по сей день. История с "парашютами" произошла по трем причинам: а) жалоба тех, кому не досталось, пришлась на время ликвидации ведомства; б) Быков надоел своим бездельем смежникам; в) друг Гуцан испугавшись, дал делу ход.
Вообще, с делом Быкова, как поведали нам наши источники, не смотря на громкий скандал с самого начала творились странности. Так, например, на уровне Петербурга и Ленобласти с ГУ МВД по СЗФО, ни одно следствие (ни ГУВД), ни тем более УФСБ, ни в целом прокуратура напрямую не контактировали. Дело и все действия были поднадзорны заместителю Генерального прокурора по СЗФО Александру Гуцану и его управлению на Английской набережной. Соответственно работали они со следствием только при этом управлении, а затем с СК по СЗФО. По слухам ходившим в то время, именно Гуцану, в свое время, спустили все жалобы на Быкова из МВД, мол, разберитесь в порядке надзора. Тот, опять-таки по слухам, испугался, что его имя каким-то образом свяжут с Быковым и отправил материалы на генерала в СК по СЗФО с требованием возбуждения уголовного дела. Так, Александр Гуцан открестился от бывшего хорошего приятеля. «Его (Быкова), его же собственная тусовка и приземлила», - комментируют эту историю наши инсайдеры.
Некоторые СМИ в те годы, правда, писали, что Гуцан довольно холодно относился к Быкову, но на самом деле это не так. Ведь, как говорят наши инсайдеры, "тусил Быков в компании не субъектовых руководителей, а всегда с Гуцаном. Где первый, там и последний". Неплохие отношения у начальника ГУ МВД по СЗФО были и с начальником Управления Генеральной прокуратуры по СЗФО Нелли Солнышкиной, даме на генеральской должности и с большими возможностями. Полное понимание находил генерал и со всеми последующими полпредами по СЗФО Ильей Клебановым, а затем Николаем Винниченко.
Молчание - золото
Сегодняшние попытки Виталия Быкова вернуть себе утраченное, хотя бы частично, вполне обоснованы. Ведь на протяжении всего следствия, да и в последующие годы, генерал показательно молчал. А ведь у него (как и у любого другого начальника силового ведомства) есть заветный запасец килограммов компромата, на своих же соратников по цеху. Как говорят в кулуарах, именно это стоическое молчание и позволило ему не отправится в колонию и очень быстро оформить себе УДО. Сейчас добившись погашения судимости через год, как не исключают наши источники, генерал может планировать свое возвращение в систему или в стуктуры близкие к ней, хоть такой вариант и кажется диким со стороны. Ведь похожий трюк он уже проворачивал. Как мы уже писали, в конце 1990-х Быкова выперли из органов по дискредитирующим основаниям. Говорят, тут не обошлось без любви к алкоголю. Спустя некоторое время Быков прошел переаттестацию, восстановился и не побрезговал должностью резервного дежурного Центрального РУВД Петербурга.
В нынешней ситуации возможным предметом для дальнейшего торга, будет тот самый запас компромата, который можно будет выложить на стол, в случае несогласия знакомых "помочь старому другу". Ведь уже не для кого не секрет, что чистить силовые структуры нынче будут крепко и основной сезон "летания голов", придется на июль-август и осень 2022 года. Чем не шанс "помочь коллегам" и себе заодно?