Врача-реаниматолога детской республиканской клинической больницы осудили по части 2 статье 238 УК («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, повлёкшее по неосторожности смерть человека»).
В России при летальных случаях всегда врачей судили по статье 109 УК (Причинение смерти по неосторожности). При этом надо понимать, что врач не оказывает услугу. Врач оказывает медицинскую помощь. В крайнем случае можно притянуть, что организация (больница) оказывает услугу. Вместе с тем в больнице люди умирают. Всегда. Много или мало, но нет ни одной больницы, где бы пациенты не умирали. Такова жизнь — люди болеют.
Отметим справедливости ради, что в Бурятии смертность ниже общероссийской и ниже чем в ДФО. По итогам 2021 года показатель в Бурятии 13,7, в России 16,8, в ДФО 15,6 на тысячу населения. Дело в том, что решение суда о привлечении к ответственности по статье «оказание услуг» приводит к тому, что каждая смерть пациента — это некачественная услуга.
За сколько времени мы пересадим все 100% врачей на длительные сроки? Или правильнее спросить, сколько надо посадить врачей, чтоб оставшиеся разбежались окончательно и сколько на это надо времени? Представляется, что полгода — год, и больницы с поликлиниками можно закрывать.
Моральный аспект проблемы безусловно присутствует. Ребенок умер, по совокупности факторов, но родителям от этого не легче. Родители, по понятным причинам, жаждут, по их мнению, справедливого возмездия. И их можно понять. Но государственная система должна быть справедливой ко всем — и к пациентам, и к самим врачам. Однобокость ведёт к еще худшим последствиям.
В данной ситуации следственный комитет просто пошел на поводу у Антона Котенко. Месть свершилась. В итоге в этой ситуации жертвы все. И родители Захара Котенко, и врачи. И, к сожалению, теперь и тысячи других детей.
При тотальной нехватке врачей — детских врачей не хватает больше всего — несложно спрогнозировать, что в дальнейшем их будет еще меньше. В Минздрав Бурятии уже посыпались заявления.
Только следственный комитет и суд остались в стороне. Но у них тоже свои дети есть. Карма, она общая.