Сравнение этих цифр с прошлогодним результатом в определенной степени удивляет - несмотря на пандемию и кризис все миллиардеры, которые сумели попасть в список, значительно нарастили свои состояния. Это тем более интересно, что экономика Украины за прошлый год обвалилась. И основная масса украинцев обеднела.
То есть корона-кризис украинских олигархов каким-то чудом обошел стороной. Правда, в рост налогов для украинского бюджета это не конвертировалось.
При этом есть для крупного бизнеса и плохие новости. Падение состояний по сравнению с домайданным временем почти никто из крупных бизнесменом преодолеть не смог. Одним из исключений стал бывший президент Петр Порошенко.
"Страна" разобралась, как разбогатели украинские олигархи за "год Зеленского" и почему они так и не вернули былых состояний времен Януковича.
Новости по теме: Дума отдаст арендованный за 777 млн рублей Дом Союзов для проведения бала ЛДПР. Это противоречит регламенту
Что происходит с украинскими миллиардерами?
Тенденция на март 2021 года такова - почти все украинские олигархи существенно набрали вес. Они в два-три раза увеличили долларовую стоимость своих активов.
Первое место традиционно у Рината Ахметова (7,6 миллиардов), второе - у Виктора Пинчука (2,5), на третьем Константин Жеваго (2,4).
На четвертой позиции - Игорь Коломойский (1,8), пятой - его бизнес-партнер Геннадий Боголюбов (1,7), а шестое место занял экс-президент Петр Порошенко (1,6).
Замыкает список украинских миллиардеров Вадим Новинский с 1,4 миллиарда.
А вот аграрный олигарх Юрий Косюк и чета Герег из рейтинга выпали - у владельца Мироновского хлебопродукта упала рыночная стоимость активов, а у хозяев "Эпицентра" миллиард есть, но только на двоих. По отдельности они не миллиардеры.
По Косюку интересный момент еще в том, что он был советником президента Порошенко и одним из самых лояльных к нему олигархов. И все время каденции Петра Алексеевича он был в обойме миллиардеров. А сейчас потерял этот статус.
Разберемся, какой прогресс у тех, кто все же попал в список "биллионеров" - и за счет чего.
Forbes отмечает, что позиции практически всех олигархов улучшились за счет роста цен на металлы и нефть. Сталь и железная руда составляют основу бизнеса для Ахметова, Жеваго и Новинского. Железная руда за два последних года выросла в цене почти в три раза - от 60 до 168 долларов за тонну. И только за прошлый год подорожала на 80 долларов.
Нефтегазовый подъем создал предпосылки роста для Коломойского и Боголюбова, которые являются совладельцами "Укрнефти", Кременчугского НПЗ и владеют сетью заправок.
Тенденции, описанные журналом, объясняют, почему среди всех миллиардеров их Украины самый скромный прирост за год у Петра Порошенко: "всего" на 200 миллионов долларов. Тогда как у остальных - в 2-3 раза.
Впрочем, у Петра Алексеевича есть свои поводы для радости, о которых мы скажем ниже.
Как менялись состояния украинских миллиардеров за 2013-2021 (млрд $)
Новости по теме: Начальник Львовской железной дороги при зарплате в 1,8 млн гривен получил матпомощь на лечение и скрыл квартиру
По данным Forbes
Что означают эти цифры?
Показательными тут являются два момента.
Первый - за год коронакризиса украинские олигархи, вопреки ожиданиям, разбогатели.
С одной стороны - благодаря конъюнктуре внешних рынков. С другой - очевидно, что Украина в целом богаче не стала: в 2020 году ВВП обвалился почти на пять процентов.
Это многое говорит о том, как в Украине олигархи платят налоги - при том, что многие увеличили свои состояния вдвое или около того (как, например Пинчук, Жеваго, Коломойский, Новинский) или вообще втрое, как Ахметов.
Понятное дело, что цифры Forbes не конвертируются напрямую в налогооблагаемую выручку. Однако если растет стоимость активов, то в любом случае увеличиваются и доходы с них. Чего украинский бюджет почему-то не прочувствовал.
И в этом контексте грозные заявления Зеленского о борьбе с олигархами являются в общем-то пустым звуком. Ведь речь идет о годе, когда президент имел уже полную власть в стране.
С другой стороны, буквально в пятницу Зеленский заявил, что начинает наступление на олигархов и проведет, в частности, аудит выданных лицензий на добычу полезных ископаемых.
В контексте роста цен на сырье (а особенно на железную руду, одним из крупнейших экспортеров которой в мире является Украина) это звучит как намек на возможный передел собственности на месторождения, которые при нынешней конъюнктуре обеспечивают сверхприбыли. В пользу кого вопрос открытый - окружения ли Зеленского или транснациональных корпораций.
Хотя с точки зрения государства куда большую пользу принес бы не отжим бизнеса, а увеличение на него налоговой нагрузки. Чтобы рост мировых цен на ту же руду приводил автоматически к адекватному росту налоговых поступлений в бюджет. В 2019 году, вскоре после прихода к власти Зеленского, были попытки увеличить рентные платежи на добычу железной руды, но они сошли на нет из-за лоббистский усилий собственников ГОКов (в первую очередь Ахметова) и с тех пор к вопросу не возвращались.
Второй момент - только на седьмой год после Евромайдана украинский крупный бизнес подошел наиболее близко к показателям дореволюционного периода.
Но потери в целом огромные. Если сравнить их нынешние состояния с тем, что было в 2013 году, то мы получим:
Ахметов - минус 7,8 миллиардовКоломойский - минус 800 миллионовПинчук - минус 1,3 миллиардаНовинский - минус 500 миллионовПри своих остались Порошенко и Боголюбов, которые, впрочем, лишь в этом году смогли впервые достичь показателя 2013 года. В "плюсах" пока только Жеваго - он улучшил свои позиции почти на миллиард.
Но если посмотреть на их цифры между 2013 и 2021 годами - то мы увидим обвальное падение доходов. Это значит, что политическая ставка многих из них на уход Януковича и Майдан оказалась ошибочной.
Исключения лишь два - Порошенко, который сохранил свое состояние (это понятно - он был президентом) и Жеваго, который владеет Полтавским ГОКом (цены на железную руду сейчас бьют рекорды).
Для остальных же миллиардеров время после Майдана оказалось провальным для бизнеса.
Хотя 7 лет назад одним из аргументов для олигархов почему им нужно свергать Януковича и идти в Европу назывались перспективы роста стоимости активов. Мол, все пойдет в гору как только страна сделает "евроатлантический" выбор.
Но, как видим, реальность оказалось несколько иной.