В состав объединенной компании войдет дочка «Ростеха» – «Нацимбио», а также дистрибуторские и производственные активы «Marathon Group», в частности дистрибутор лекарств «СИА групп». Закрытие сделки по объединению активов планируется завершить до конца текущего года.
Госкорпорация «Ростех» у всех на слуху и новости о ее активности в различных сферах звучат в каждом выпуске новостей, а вот персона Александра Винокурова и его «Marathon Group» малоизвестны широкой публике. Попробуем заполнить данный пробел.
Who is Mr. Vinokurov?
Александр Семенович Винокуров родился в 1982 году в Москве. Высшее образование получил за рубежом – окончил экономический факультет Кембриджского университета, впоследствии получил степень бакалавра и магистра экономики. Применять свои знания начал в инвестиционно-банковском отделе лондонского отделения «Morgan Stanley». Дальше была работа в американском инвестиционном фонде «TPG Capital», А1 (инвестподразделние «Альфа Групп»), «СИА Групп»… На текущий момент Винокуров – управляющий партнер и президент инвестиционной компании «Marathon Group».
Трудовая биография достойна всяческих похвал. В свои неполные 35 лет Александр Винокуров является владельцем крупной диверсифицированной бизнес-империи, включающей в себя предприятия из различных сфер: инвестиции, фармацевтика, производство и даже фитнес-индустрия. И всё-то у него спорится, и бизнес только развивается и множится. Но чем же обусловлен успех господина Винокурова? Неужели талант управленца и чутье финансиста позволили этому амбициозному человеку достичь подобных высот?
Но, не умаляя личностных качеств самого Винокурова, можно добавить простое и до банальности российское объяснение успеха молодого менеджера. Удачно сложившийся симбиоз влиятельного родственника (тестем Винокурова является глава МИД Сергей Лавров) и умелого применения на практике проверенного временем «механизма отжатия» или, проще говоря, рейдерства.
Иностранные инвестиционные фонды: кузница кадров
После работы на «Morgan Stanley» Винокуров получил шанс попробовать себя в крупных аферах. Свой тернистый рейдерский путь молодой выпускник Кембриджа Александр Винокуров начал в 2006 году с работы в американском инвестиционном Фонде прямых инвестиций «TPG Capital», с должности вице-президента и основателя российского офиса. В России данный фонд печально известен рейдерской атакой на руководство торговой сети «Лента». В 2010 году в прессе писалось, что в ходе вооруженного конфликта Ян Дюннинг, представляющий интересы «TPG Capital», занял кабинет генерального директора «Ленты», вытеснив оттуда действующего топ-менеджера Сергея Ющенко. При этом, когда Ян Дюннинг занимал офис «Ленты», его сопровождали несколько десятков человек из ЧОП, а сам офис был взят штурмом – выбитые двери, запуганные сотрудники, слезоточивый газ.
Производственная практика
Отточенные в рейдерские навыки Винокурова продолжали совершенствоваться. По протекции тестя он начал тесно сотрудничать со структурами «Альфа Групп» и занял должность руководителя компании А1 – инвестиционного подразделения «Альфы». Под его непосредственным руководством были захвачены крупные компании «Евродон» «Стройфарфор» и многие другие. 11 июля 2014 года проходная завода «Стройфарфор» в г. Шахты, Ростовская область была атакована группой неизвестных в количестве от 70 до 100 человек, прибывших на двух автобусах. Они были вооружены травматическим и холодным оружием, и вскоре завод был почти полностью захвачен. После этого действующее руководство «Стройфарфора» было отстранено от управления заводом.
По мнению экспертов, в ситуации с «Евродон» Александр Винокуров применил излюбленную рейдерскую схему, которая есть на вооружении «Альфа-групп» – сначала приобретается блокирующий пакет акций, а впоследствии происходит «выдавливание» законного владельца. Атака же на «Стройфарфор» подтверждает, что Александр Винокуров использует в своем «инвестиционном» бизнесе методы из «лихих 90-х».
Следующей вехой в становлении «молодого и эффективного менеджера» стал корпоративный конфликт «Юлмарта». Между акционерами компании разгорелась небольшая «войнушка». Миноритарии в конце 2016 года «призвали» на помощь Винокурова. Но когда конфликт закончился, к «Юлмарту» поплыли иски со стороны Сбербанка, содержащие требования банкротства структур интернет-ритейлера, что стало абсолютной неожиданностью. Возможно, это была попытка Винокурова «захватить» компанию, так как через конфликт этого сделать не удалось. Стоит отметить, что Винокуров крепко сошелся с главой «Сбербанка» Германом Грефом и сошелся до такой степени, что Греф открыто предложил Винокурову заниматься проблемными кредитами банка, а если говорить более открыто, выбиванием этих долгов.
Лекарственный интерес: заводы…
Новости по теме: ООО «Евротерминал»: банда уголовников мародерствует в Одесском порту
Семейным бизнесом Винокуровых всегда была фармацевтика. Отец Винокурова Семен Леонидович давно занимается лекарствами. С августа 1996 по 2004 годы он возглавлял «Первый аптечный склад», принадлежащий Правительству Москвы, а в 2005-2006 годах принимал участие в создании, а потом был директором ГУП «Столичные аптеки», которое объединило 274 аптеки и аптечных пункта, принадлежавших столичным властям.
Было только вопросом времени, когда Александр обратит своё внимание на фармацевтические предприятия и сети. Благо их много и на них можно применять уже известные методы.
Началом рейдерства в фармацевтический сфере можно считать захват «СИА Интернешнл» ныне покойного Игоря Рудинского. Еще в 2015 году активы наследников Рудинского стали объектом информационной атаки. СМИ писали про банкротство Рудинских. У принадлежащего покойному бизнесмену «Нота-Банка» была отозвана лицензия. После этого родственники Рудинского фактически были «загнаны в угол». По мнению экспертов, после «отжима» всех конкурентов Винокурова от возможности купить «СИА Интернейшнл», эта компания была продана хозяину А1 «с потрохами».
Стоит отметить, что ранее в покупке акций «СИА Интернейшнл» была заинтересована компания «Р-фарм», которой владеет известный российский бизнесмен Алексей Репик. Однако, в ноябре 2015 года руководство «Р-фарма» неожиданно решило «повременить» с покупкой акций «СИА Интернейшнл» , и ценные бумаги этой компании перешли к Александру Винокурову. Глава А1 банально «подвинул» хозяина «Р-фарм» и выиграл борьбу. Очевидно, что господина Винокурова интересовали принадлежащие «СИА Интернейшнл» доли в трех фармзаводах: саранском «Биохимике», курганском «Синтезе» и ставропольском «Биокоме».
…и аптеки
В следующий раз имя Винокурова зазвучало в связи с разбирательством вокруг аптеки «36,6». В свое время аптечную сеть «36,6» приобрел концерн «Россиум», подконтрольный владельцу «Московского кредитного банка» Роману Авдееву. Из информированных источников известно, что Роман Авдеев мог действовать в интересах главы группы А1 Александра Винокурова, который после приобретения в феврале 2016 г. фармкомпании «СИА Интернейшнл» нацелился на приобретение «36,6». Получается, Винокуров чужими руками хотел заполучить аптечный актив?
Но не чистым рейдерством единым множится бизнес-империя. Ещё есть механизм судебных атак. 14 марта 2016 года стало известно, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти частично удовлетворил иск ООО «СИА-Интернейшнл Санкт-Петербург» о взыскании 894 млн рублей с ЗАО «Фармакор». Из-за подобных исков и прочих проблем сеть аптек «Фармакор» существенно сократилась, что явно приведет к разрушению бизнеса «Фармакора». А вот в Москве через арбитражные суды дистрибьютор «СИА Интернейшнл» требует с ООО «Статус Фарм», владеющей аптечной сетью «Сердечко», 43,6 млн рублей. Похоже, что господин Винокуров буквально атаковал аптечный рынок.
Очевидно, что методы работы Александра Винокурова неизменны где бы он не работал: в «TPG Capita»l , в А1 или в «Marathon Group». Зачем строить что-то «с нуля», когда можно «отжать». При этом, действуя по принципам «лихих 90-х», господин Винокуров не боится ответственности, так как его высокопоставленный тесть всегда сможет его «отмазать».
Всё медицинское так и манит Александра - чтобы помимо силовых захватов была возможность проведения и информационных войн, он прибрал к рукам самое известное и авторитетное медицинское бизнес-издание Vademecum. Этот «рупор» медицины позволяет в случае каких-либо нештатных ситуаций донести до медицинского и не только сообщества исключительно нужную информацию. И некогда беспристрастный портал начал «наезжать» на конкурентов Винокурова, создавая плацдармы для будущих атак.
В отечественной фармацевтике складывается интересная ситуация. Винокуров, совместно с «Ростехом» создаёт крупного игрока. Опыт, полученный Александром за прошедшие годы, позволит быстро и эффективно «консолидировать» рынок, создав монопольное предприятие. Это позволит ему активно участвовать в государственных закупках, счёт которых в этой сфере идёт на десятки и сотни миллиардов рублей. Другие игроки – «Р-Фарм», «Биокад» и другие, без бюджетных денег будут сломлены или захвачены. Остановится на этом Винокуров, или вспомнит свой опыт разорения, к примеру, торговых сетей? Очевидно, что его связи позволят многое. А в «случае чего» влиятельный тесть Сергей Лавров и друг семьи Сергей Чемезов сделают всё для защиты своего юного дарования.
****
Алексей Репик и игры на подрядах
Как "главный фармацевт" России получает многомиллиардные госзаказы
Алексей Репик
Интересный вопрос: а кто был чуть ли не единственным россиянином, допущенным в самый близкий круг лиц на инаугурации Дональда Трампа 17 января 2017 года? Это — 37-летний Алексей Репик с супругой Полиной.
Этот человек имеет множество общественных статусов и должностей. Он — президент «Деловой России», член экономического совета при Президенте РФ, член Экспертного совета при правительстве РФ, член Национального совета при Президенте РФ, глава комитета Общественной Палаты РФ, представитель Уполномоченного при Президенте РФ, член экспертного совета при ФАС. Однако в первую очередь Репик — глава компании "Р-Фарм".
Для справки: группа «Р-Фарм» является абсолютным лидером в сфере госзакупок лекарственных средств. В рейтинге Vademecum «TOП100 дистрибьюторов бюджетного рынка» по итогам 2015 года она заняла первое место с объемом заключенных контрактов 42,8 млрд рублей, более чем в два раза опередив ближайшего конкурента, компанию «Фармстандарт». В 2017 году «Р-Фарм» уже стал лидером госзаказа на препараты от ВИЧ и гепатита: компания выиграла конкурсы Минздрава на сумму около 10 млрд рублей.
Тогда возникает другой вопрос: а какое дело Трампу и его близкому окружению до российской фармацевтики, до главы компании, которая гордится своими заводами в России и активно занимается импортозамещением?
Как утверждает и доказывает Олег Лурье, Репик поставляет в Россию американские лекарства, а "крупнейшие американские фармацевтические компании заходят на российский рынок именно через структуры Репика, предоставляя им самый благоприятный ценовой режим в виде каких-то немыслимых, гигантских суперскидок". На этом фоне наличие у гражданина РФ Алексея Репика дома в Сан-Франциско, штат Калифорния, где постоянно проживает его супруга Полина с детьми уже как-то не удивляет.
Впрочем, наличие гигантских суперскидок на жизненно важные препараты может только радовать россиян, а покупать дома бизнесменам не возбраняется в любой стране мира. Проблема в том, что для конечных потребителей в России (как и для бюджетных закупок) эти лекарства серьезно дорожают.
Самый яркий пример тому — громкая история с закупками в Ярославской области. Так, препарат Ремикейд поставляли по цене 33 800 рублей за упаковку, тогда как розничная цена в аптеках была в полтора раза меньше — 20 500 рублей. Таблетки Спрайсел обходились бюджету области на 20 процентов дороже — 124900 рублей против 104 000 в рознице...
Всего же с начала 2011 года по май 2014 года "Р-Фарм" исполнила в Ярославской области 639 контрактов на общую сумму 736,7 миллионов рублей. При этом в 50% случаев "Р-Фарм" получал госконтракты на поставку лекарств вообще без какого-либо конкурса по решению "управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком".
Откуда же такая любовь у тогдашнего губернатора Сергея Ястребова к фармацевтической компании «Р-Фарм»? Дело в том, что теперь у уже бывшего губернатора есть дочь и зовут её Елена Сергеевна Ястребова. И работает она с 2013 года в компании... ЗАО "Р-Фарм" в Москве на весьма скромной должности «менеджера в отделе управления проектами». Что не мешает ей владеть люксовым автомобилем, квартирой на Мосфильмовской улице и элитным таунхаусом в Подмосковье.
Сергей Ястребов и Алексей Репик (справа)
Правда, скандальные факты по Ярославской области впервые раскрыл отнюдь не Олег Лурье, а убитый политик Борис Немцов, бывший депутатом Заксобрания Ярославской области. Разумеется, что после гибели Борис Немцова "дело фармацевтов" сошло на нет.
А вот в Хакассии Следственный Комитет в мае 2017 года возбуждает уголовное дело в отношении участников организованной преступной группы – чиновников и территориального менеджера компании «Р-Фарм» Александра Гитера. Сам Гитер был задержан еще в 2016 году за за взятку врачу за положительные отзывы и рекомендации продукции «Р-Фарм». Теперь участники ОПГ подозреваются в получении взятки в особо крупном размере при закупках медицинского оборудования и лекарственных препаратов. По данным следствия, в 2016 году члены ОПГ получили от представителей коммерческих организаций, участвующих в аукционах на закупку товаров для бюджетных учреждений здравоохранения и казенного учреждения «Управление капитального строительства», взятку – свыше 79 млн рублей и автомобиль Mazda 6. За это члены ОПГ обеспечивали коммерческим компаниям победу в электронных аукционах, полагает следствие.
Однако и тут возникает вопрос: а как "Р-Фарм" выигрывает электронные торги по госзаказам? В начале января 2018 года начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев рассказал на пресс-конференции, что некая крупная фармкомпания, используя подставные юрлица, побеждала в тендерах, предназначенных для малого и среднего бизнеса. В ходе проверки у ее менеджеров обнаружены несколько десятков ключей для участия в электронных торгах от имени разных юрлиц. Тогда он обещал, что дело будет «обязательно» возбуждено в течение месяца. Из слайда презентации, представленной на пресс-конференции, следовало, что речь может идти об «Р-Фарме».
Ключи для участия в электронных аукционах
То есть, получается, крупнейшая компания «Р-Фарм» хранит у себя «электронные подписи» других фирм, которые участвуют в торгах в качестве якобы конкурентов, а на самом деле являются, если исходить из имеющейся информации, просто «прокладками», обеспечивающими «Р-Фарме» победу во множестве тендеров. А почему же такая безоглядная любовь вдруг возникла у Федеральной антимонопольной службы к детищу Алексея Репика — крупнейшей фармацевтической компании «Р-Фарма»? А ответ, вероятно, весьма прост. Именно Алексей Репик, наверное, совершенно случайно, оказался членом Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции. Получается, что антимонопольная служба действует по принципу «своих не бьем»? — задается риторическим вопросом Олег Лурье.
И напоследок — еще один увлекательный штрих к деятельности компании «Р-Фарм». Как оказалось, на сегодняшний день в Арбитражных судах России рассматривается 67 дел (шестьдесят семь за один год!!!) о том, что «Р-Фарм» не поставила вовремя регионам необходимые лекарственные препараты, в том числе и для больных онкологией и ВИЧ. Разумеется, речь идет именно о бюджетных поставках, то есть о тех, которые фирма Репика получала по всевозможным тендерам. [...]
атьи: ФармацевтикаСИА интернейшнлБизнесНацимбио