Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству

Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Четверть века назад группа российских олигархов в одночасье превратилась в долларовых миллиардеров, провернув – с помощью своих сторонников во власти во главе с Анатолием Чубайсом – нехитрую схему.

Всего за 6 миллиардов рублей они стали собственниками нефтяных, металлургических, горнорудных и транспортных компаний, составлявших хребет советской экономики. При этом те самые 6 миллиардов будущие олигархи заплатили не из собственных средств, а взяли со счетов принадлежавших им коммерческих банков. Со счетов, которые открыли в этих банках налоговая и таможенная службы – иными словами, это были государственные деньги.

История повторяется. «Залоговый аукцион – 2» обсуждается в правительстве с подачи бывшего главы ООО «Российская рыбопромышленная компания» Глеба Франка (два месяца назад Глеб Сергеевич заявил о том, что он уходит из бизнеса, потому что теперь бизнесом управляет «команда мечты», сообщество суперменеджеров). Однако сухие сводки главного кредитора ООО «Российской рыбопромышленной компании» свидетельствуют об обратном – дебет с кредитом у компании, когда-то заявлявшей о своих планах стать McDonalds на мировом рыбном рынке, не сходится. Обслуживание громадного кредита финансово обескровливает компанию, поэтому выход только один – построить пирамиду «МММ».

Глеб Франк убеждает правительство в том, что нужны аукционы – залоговые аукционы. Сейчас под обещание построить краболовы нужно продать с молотка 40 тысяч тонн крабов. Финансовый доход от крабов поможет компании залатать дыры в бюджете сейчас, а то, что инвестиционные обязательства не будут выполнены? «Подумаем об этом завтра …»

Сходство со схемой «залоговых аукционов» 1995 года – стопроцентное. Как и тогда – аукционы подстроены под избранного участника. В 2019 году подконтрольные Глебу Франку – тогда ещё юридически легальному бенефициару крабовой империи – тоже пробили крабовый аукцион. Спустя год Счётная палата проверила крабовый аукцион и пришла к двум выводам: фактические цены на краб оказались кратно ниже заявленным и ожидаемым, количество игроков в крабовой отрасли России уменьшилось. И, кстати, из заявленных краболовов компания Глеба Франка до сих пор не построила ни одного.

Но в случае «крабовых аукционов – 2022» схема ещё красивее. Сначала конкретный интересант делает под себя аукцион и покупает за счёт денег государственного банка крабовые квоты. Покупает под обещание построить краболовы. Спустя немного времени интересант заявляет о том, что из-за санкций построить краболов вовремя – да и вообще построить – не получается. Далее интересант сообщает о том, что недопостроенный краболов – это тяжкая финансовая ноша и нужно снизить налоги. Результат – за государственные деньги по дешевке куплены отобранные у десятков дальневосточных предприятий крабовые квоты под обещание построить корабли. Но в итоге и корабли не построены, и налоги для «инвестора» снижены.

Проталкиваемый Глебом Франков законопроект проходит сквозь правительственные фильтры как нож сквозь масло. Все разговоры о тщательной экспертизе, об оценке регулирующего воздействия, о регуляторной гильотине – это разговоры.

Похоже в правительстве никого не заинтересовал простой расчёт.

Что выгоднее для государства? Переложить из одного государственного кармана 100 миллиардов рублей (а экономический смысл участия в аукционе за счет средств госбанка ровно таков) под обещание когда-то в светлом будущем построить краболовы и сбросить на губернаторов регионов задачу трудоустраивать и успокаивать несколько тысяч рыбаков дальневосточных регионов, которые останутся без средств к существованию – это один вариант. Или второй вариант – вместо аукционов повысить налоги на крабовые компании, получить 200 миллиардов рублей, сохранить малый и средний бизнес в прибрежных регионах, но. Есть маленькое «но». В этом случае придется «расчехлиться» на уплату налогов Глебу Франку. А вот это, видимо, ни в чьи планы не входит.

Распечатать
09 декабря 2025 Финансовая афера 4bill: Дмитрий Рукин и его команда украли оборотные средства через электронные схемы и скрылись за границей
17 мая 2025 Впервые заместитель главы СБУ Александр Поклад был представлен на встречах в Стамбуле
17 мая 2025 В Казахстане задержан чеченец по обвинению в вымогательстве
17 мая 2025 У пользователей Telegram случился сбой
17 мая 2025 Штаб-квартира «Голоса Америки», которая находится в Вашингтоне, выставлена на продажу
17 мая 2025 В Париже девушку приговорили к году лишения свободы за антиизраильские угрозы
17 мая 2025 Европейцы выражают сомнения относительно намерений Трампа по мирному разрешению конфликта
17 мая 2025 После завершения саммита в Гааге США обсудят с НАТО вывод своих войск из Европы
16 мая 2025 Критические замечания в адрес РЖД и коррупционные скандалы могут ускорить отставку Белозерова
16 мая 2025 A criminal cases factory: how the Russian authorities turn journalists into “criminals”
16 мая 2025 В Соединённых Штатах 12 человек были обвинены в проведении мошеннических операций с криптовалютой на сумму 263 миллиона долларов
16 мая 2025 Мединский напомнил Украине о неудаче заключения мирных соглашений в Гомеле и Стамбуле
16 мая 2025 По делу об убийстве бывшего мэра Самары новые фигуранты объявлены в международный розыск
16 мая 2025 В петербургском художественном училище проводится проверка преподавателя по обвинениям в домогательствах
16 мая 2025 Shadows of Alisher Usmanov and shell companies: Denis Safin builds an empire on fake deals and fills offshore wallets
16 мая 2025 Киркоров признан отличной заменой Урганту, который больше не появляется на экранах
16 мая 2025 Лондонское соглашение: каким образом Набиуллина достигла договоренности с Минцем и его офшорными структурами
16 мая 2025 В Варшаве арестовали семь граждан Грузии с тайником, в котором было найдено оружие
16 мая 2025 В Турции освободили шведского журналиста, задержанного из-за фотографии чучела Эрдогана
16 мая 2025 У Горинова заподозрили туберкулез во время его пребывания в СИЗО