Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) предложил Минэнерго и Минпромторгу применить новый подход к закупкам труб широкого диаметра для программы газификации страны. Участники рынка считают, что такие закупки должны проходить через единого оператора – "Газпром газификация", или региональных операторов.
По сути, это предложение централизовать закупки и усилить за ними контроль. Как утверждают злые языки, якобы оно может быть связано с невероятной активностью одного из крупнейших игроков отрасли - бенефициара "Загорского трубного завода" (ЗТЗ) Дениса Сафина.
Почему Сафин и его бизнес мог встать поперек горла другим игрокам рынка - в материале корреспондента The Moscow Post.
"Газпром" является газовым монополистом России. И на такую же роль, монополиста, только по производству и поставкам труб широкого диаметра для этого самого "Газпрома", давно уже претендует промышленник Денис Сафин.
Новости по теме: Армяно-русский миллиардер занимает освободившуюся нишу IT-технологий, «сидящую» на госконтрактах
"На коротке" с "Газпромом"
Сегодня в активе АО "ЗТЗ" госконтрактов на сумму свыше 12 млрд рублей. Большая часть из них, да практически все - от структур "Газпрома". При этом до конца не понятно, куда идут такие огромные средства. Ведь совсем недавно завод Сафина был завязан на английский офшор "Пайп Трейд Лимитед".
Он расположен в Лондоне, в Британии, которая с высокой долей вероятности может быть причастна к диверсии на трубопроводе "Северный поток-2". Трубы для которого, с высокой долей вероятности, могли поставлять структуры того же Сафина. Поговаривают, что и сам предприниматель якобы уже давно больше времени проводит в британской столице, а вовсе не на производстве в г. Пересвет Московской области.
Впрочем, из состава учредителей "Пайп Трейд Лимитед" пропал в последний день 2021 года. Кому теперь формально принадлежит предприятие - до конца не ясно, не считая уверенности, что Сафин остаётся его ключевым бенефициаром.
При этом тот самый 2021 год закончился для ЗТЗ чуть ли не обвальным падением всех финансовых показателей. Возможно, причины исчезновения офшора надо искать в этом. Чистый убыток составил 1,5 млрд рублей, выручка упала сразу на 8,5 млрд рублей, стоимость активов снизилась на 1,5 млрд рублей.
Не оказались ли эти деньги по ту сторону Ла-Манша? Но это что касается самого производства, завода. А есть еще отдельное ООО "Загорский трубный завод", которое осуществляет деятельность по управлению финансово-промышленными группами, это УК всего бизнеса Сафина. Он там непосредственный собственник и руководитель.
С 2014 года компания не имела никакой выручки, только убытки. По итогу 2021 года - 107 млн рублей, стоимость активов - минус 268 млн рублей. Где деньги, при таких госконтрактах, опять же, не ясно.
При этом Сафин умудряется активно расширять бизнес, скупая всё, что плохо лежит. Последним крупным приобретением Дениса Сафина стал оренбургский завод "Уральская Сталь", которую ЗТЗ выкупил у "Металлинвеста" Алишера Усманова за крайне внушительную сумму в $500 млн.
Новости по теме: Донстрой: пирамида рухнула?
Эта сделка стала едва ли не главной в российском бизнесе в 2022 году. И вновь вопрос - а откуда деньги, при таких финансовых показателях? При этом Сафин не чурается брать огромные суммы в долг у государства. Например, в 2019 году он договорился с госбанком ВТБ об инвестициях в 35 млрд. рублей в создание нового промкластера по производству бесшовных труб в Центральном федеральном округе.
В любом случае, судя по всему, на фоне сделки с Усмановым именно сейчас у Дениса Сафина, скорее всего, нет большого объема свободных средств. Поэтому инициатива ФРТП, которая, среди прочего, наверняка будет предполагать и укрупнение лотов на торгах по поставкам труб, сыграет против Сафина. Чем крупнее лот - тем больше нужно вложиться в производство. На это и расчет?
Егоров "присмотрит"
При этом промышленник и его бизнес вряд ли может рассчитывать на серьезные субсидии от государства, ведь в прошлом изрядно оскандалился на этой теме.
В 2017 году он был помещен под домашний арест на время расследования, связанного с подозрением в нецелевом использовании госсубсидий в размере 133 млн рублей. Сам Сафин заявлял, что сумма ушла на погашение очередного кредита "Сбербанку". И как будто вернул деньги, которые взял у государства. В итоге уголовное дело было закрыто, а Денис Сафин из-под ареста освобожден.
Но банк неожиданно реструктуризировал долг, что ему не свойственно, и перенес выплату еще на год. Плюс ко всему дополнительно кредитовал ЗТЗ еще на 1 миллиард рублей.
Тогда говорили, что в дело мог вмешаться другой известный персонаж, известный адвокат Николай Егоров. До 2019 года он был одним из бенефициаров ЗТЗ, может оставаться им и сейчас.
В своё время господин Егоров имел доли в таких крупных структурах, как "Статус групп", "Кристалл-Лефортово", банк ОФК, Антипинский НПЗ. Все эти структуры рухнули, оказались в банкротстве. Но Егоров всякий раз оказывался "не при делах". Впрочем, слухи ходили разные. В том числе и такие, что якобы именно Егоров способствовал "спуску на тормозах" уголовного дела о нецелевом использовании субсидии Минпромторга.
Егорова называют человеком, близким к высоким кабинетам власти. Быть поближе к власти наверняка хочет и господин Сафин. А в последнее время Егоров старается не высовываться. Дело в скандале с т.н. "Райским досье" - огромному массиву "слитой" информации об офшорных сделках российских и не только предпринимателей.
Как пишет "Версия", в массиве документов упоминается и господин Егоров в период своего вхождения в капитал Антипинского НПЗ. Впоследствии, повторимся, обанкроченного.
Не те трубы
Какие сейчас отношения у Егорова и Сафина, и есть ли они вообще - неизвестно. Но очень сомнительно, что владелец ЗТЗ отказался бы от такого влиятельного союзника. Поговаривают, что он мог выгораживать Сафина в самых неприятных ситуациях. В том числе и в скандалах с контрафактными и бывшими в употреблении трубами, которые пытались приписать производству Сафина.
Участники рынка вспоминают, как активно строился нефтепровод в порту Усть-Луга на морском побережье Ленинградской области. Строила его компания "Транснефть", подрядчиком на поставку труб большого диаметра выступила фирма под названием "Промышленные технологии".
А она вместо новой продукции со специализированных заводов поставляла трубы, уже бывшие в употреблении. С них удаляли ржавчину, старую изоляцию, устраняли возможные дефекты и клеили поддельную маркировку.
Такого рода реставрацией занимался "Изоляционный трубный завод". А входит этот завод в одну группу с АО "Загорский трубный завод". Президентом первого завода являлся Галялхак Сафин, отец Дениса Сафина.
Ту аферу раскрыли, сумма ущерба составила 4,5 млрд рублей. Было заведено уголовное дело. Но его фигурантом стала компания Промышленные технологии, а Изоляционный трубный завод и Сафины остались вне подозрений. О той истории писала "Версия".
Сафину неоднократно пытались приписать поставку старых, некачественных труб. На это намекали некоторые участники рынка, пытаясь найти обоснование, почему ЗТЗ предлагает трубы по ценам, гораздо ниже рыночных - мол, на 13-15%. Уж н е потому ли, что у Сафина куда ниже "издержки"?
Чтобы спасти свою репутацию предприятия Сафина пошли на интересный шаг. В 2018 году ЗТЗ громогласно запустил "сервис проверки сертификата качества отгружаемой продукции".
Но это больше похоже на откровенный пиар, к тому же, совсем не первой свежести. Достаточно вспомнить пиар-кампанию магазинов "Пятерочка", которые выделили каждому магазину "директора по свежести" после неоднократных жалоб покупателей на просроченную продукцию. Стало ли меньше "просрочки" и видел ли вообще кто-нибудь этих "директоров по свежести"?
Однако для ЗТЗ это работает. Сафин продолжает получать крупные контракты. И централизация закупок по программе газификации, судя по всему, должна минимизировать и эти риски - поставку бывших в употреблении, а то и просто контрафактных, некачественных труб. Гегемонии Сафина - по крайней мере, в отношениях с "Газпромом", приходит конец?