По 3 года «с хвостиком» назначил суд бывшему первому зампредправления ТФБ Рамилю Насырову и экс-предправления «Тимер Банка» Айрату Камалову. По сравнению с тем, что запрашивало для них гособвинение — 9 и 8 лет соответственно, приговор можно назвать мягким. К тому же сидеть экс-банкирам осталось немного: с учетом пересчета сроков они могут даже не доехать до колонии, где суд определил отбывать наказание. Но, кажется, с таким наказанием они не согласятся: адвокат Камалова заявил, что, скорее всего, приговор обжалует. При этом, как услышал из приговора корреспондент «БИЗНЕС Online», бывший первый зам Роберта Мусина Насыров заключил сделку со следствием еще на этапе предварительного расследования, но почему-то от признаний отказался.
Судьбу банкиров решили за полгода
Меньше 15 минут понадобилось судье, чтобы огласить приговор по делу «Тимер Банка». Еще до начала оглашения в коридоре у зала судебных заседаний собрались многочисленные родственники, друзья и коллеги бывшего первого зампредправления Татфондбанка и бывшего члена совета директоров АО «Тимер Банк» Рамиля Насырова, а также экс-предправления «Тимер Банка» Айрата Камалова. Всего их было 10 человек, в том числе и супруги подсудимых. Насыров и Камалов, когда конвоиры подвели их к залу, с улыбками посмотрели на группу своей поддержки, последний даже обронил: «Привет всем!»
Для того чтобы разобраться в сложном банковском деле, судье Руфине Газизовой понадобилось полгода, или 23 судебных заседания. Не в пример оперативнее, чем то же дело Роберта Мусина. Правда, и объемы материалов в процессах разные. За это время успели допросить потерпевшего, которым в деле выступил представитель «Тимер Банка», а также свидетелей, в числе которых были сотрудников этого же банка. Затем еще месяц судья провела в совещательной комнате.
Подсудимым и слушателям она огласила вводно-резолютивную часть приговора — так теперь позволяет закон. Но лишь по экономическим преступлениями. Потому узнать, к каким конкретно выводам суд пришел и на чем основывался при назначении наказания, пока нет возможности — сами подсудимые ознакомятся с полной версией приговора только через несколько дней. Пока же они услышали лишь сроки.
Обвиняли бывших банкиров по статье о хищении или растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ), максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до 10 лет. Гособвинение просило назначить им практически максимальное наказание: Насырову — 9 лет колонии, Камалову — 9 лет колонии. Однако суд обошелся куда более мягкими сроками.
Осталось отсидеть несколько месяцев
Судья, оглашая приговор, сообщила, что Насыров работает вице-президентом по стратегическому развитию административно-управленческого аппарата ПАО «Московский кредитный банк», детей у него нет. У Камалова — трое несовершеннолетних детей, а работает он секретарем набсовета госкомпании «Российские автомобильные дороги». Уволены ли они с этих должностей, в суде не оглашалось: по крайней мере, их места работы были названы в настоящем времени.
Новости по теме: Глава холдинга «Вертолеты России» Николай Колесов: вместо тюрьмы – бюджетные потоки
«Насырова признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4-й статьи 160 Уголовного кодекса РФ, — на этом моменте стало понятно, что оправдательного приговора не будет, и с квалификацией преступления, вменяемой следствием и поддержанной обвинением, судья согласилась. — Назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года и 3 месяца».
Такая же формулировка последовала и в отношении Камалова, но срок ему назначили на месяц меньше — 3 года и 2 месяца колонии. Суд постановил, что отбывать наказание они будут в исправительной колонии общего режима. Также судья постановила, что в срок зачитывается время, которое банкиры провели в СИЗО, — с 18 февраля 2021 года. Чудесного освобождения в зале суда не случилось: с учетом пересчета сроков Насырову и Камалову осталось сидеть еще чуть-чуть. Если точнее: они уже отсидели 3 года и почти 1,5 месяца. Таким образом, Насыров может оказаться на свободе уже через 1,5 месяца, Камалов и того меньше — через пару недель. В таком случае они могут даже не доехать до колонии — ведь если приговор обжалуют, они так и останутся в СИЗО.
На лицах Насырова и Камалова в этот момент не промелькнуло никаких эмоций, стойко держалась и группа поддержки
Судья постановила снять арест с имущества фигурантов дела. Так, отменен арест на деньги, которые хранятся на счетах у Камалова (на фото) — почти 1,7 млн рублей, а также на полдома и половину участка под ним в Советском районе Казани
Судья постановила снять арест с имущества фигурантов дела. Так, отменен арест на деньги, которые хранятся на счетах у Камалова (на фото), — почти 1,7 млн рублей, а также на полдома и половину участка под ним в Советском районе Казани
После этого судья постановила снять арест с имущества фигурантов дела. Так, отменен арест на деньги, которые хранятся на счетах у Камалова, — почти 1,7 млн рублей, а также на полдома и половину участка под ним в Советском районе Казани. У Насырова сняли арест с квартиры в доме на ул. Вишневского. Также отменен арест на «нежилое здание» площадью 19 тыс. кв. м, которое находится в Калининградской области и принадлежит АО «Балтик билдинг компани» — фирма прописана в игровой зоне «Янтарная», в которую инвестировал «Роял тайм групп».
Все вещественные доказательства, добытые по делу, судья постановила хранить, как и прежде, в материалах уголовного дела. Среди них — документы, изъятые из «Тимер Банка», Татфондбанка и даже Ак Барс Банка, а еще — ходатайство Насырова о досудебном сотрудничестве со следствием. Вот только, отказался он от него сам или его не приняло следствие, суд не раскрывает. Отметим, что досудебное соглашение подразумевает: фигурант полностью признает вину и раскаивается. Хотя позиция Насырова в суде была абсолютно противоположной: преступление не совершал.
Адвокат Насырова Ирина Князева комментировать приговор не стала. Защитник Камалова Юрий Некрасов на вопрос «БИЗНЕС Online», ожидали ли они такой приговор, сказал: «Нет. Мы ожидали оправдательный приговор». Адвокат также отметил, что они, «скорее всего», будут обжаловать решение суда. Родственники Камалова разговаривать с журналистами не захотели. Сами подсудимые, когда их вывели из зала, не проронили ни слова, услышав вопросы от прессы.
Будет ли прокуратура обжаловать приговор, пока неизвестно: как сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, вопрос об обжаловании будет решаться после изучения приговора.
Как развивалось и в чем состояло дело «Тимер Банка»
Новости по теме: Усманов и Скоч покрывают киевского торговца людьми и беглого коррупционера Басса
Насырова и Камалова задержали в феврале 2021 года после масштабных обысков, которые московские следователи совместно с оперативниками УБЭП республиканского МВД провели в Татарстане. Дело возбудили и расследовали в следственном департаменте МВД России. Насырова и Камалова тогда задержали, суд в Москве отправил их в СИЗО. Там они находились до начала этого года, пока их не этапировали в Казань — уголовное дело рассматривалось по месту совершения преступления, в Вахитовском суде. Обвинение по делу утверждали в Генпрокуратуре, а в суде его поддерживали представители Вахитовской прокуратуры Казани.
Для этого обвиняемые сначала вывели залоги по кредитам (документ подписал Насыров, будучи первым зампредправления ТФБ). Потом Камалов (от «Тимер Банка») подписал с Насыровым договор цессии: по нему «Тимер Банк» выкупил у ТФБ эти кредиты. По версии обвинения, фигуранты знали, что кредиты, не обеспеченные залогам, заведомо невозвратные. Роль Таймасова здесь якобы была простой — не платить кредиты.
Ни Насыров, ни Камалов свою вину не признавали. В судебных прениях они подробно объяснили, почему они считают себя невиновными. Насыров заявил, что договор цессии, который лег в основу уголовного дела, не только не причинил вреда «Тимер Банку», но вообще буквально спас кредитную организацию. Покупка кредитов, по его словам, нужна была для того, чтобы выполнить наказы ЦБ: снизить зависимость от ТФБ (в котором у «Тимер Банка» был размещен межбанковский кредит) и оздоровиться самому (в том числе увеличить портфель кредитов юрлиц). Для этого «Тимер Банк» купил у ТФБ пачку кредитов и не только «Роял тайм групп», но и других фирм, всего на 2,9 млрд рублей. «Договор цессии заключен не против воли собственника, а по его инициативе и для решения задач, поставленных перед банковской группой Национальным банком РТ, — объяснял Насыров. — [Договор] позволил АО „Тимер Банк“ сохранить банковскую лицензию, избежав убытков и утраты капитала на 2,9 миллиарда рублей в результате банкротства ПАО „Татфондбанк“».
«Тимер Банк» не ломбард!»: почему бывшие топы Роберта Мусина просят их оправдать
Камалов в своем выступлении заявил, что купленный банком долг компании Таймасова был хорошего качества и он в этом как руководитель убедился перед сделкой. Сейчас, по его словам, долг выкуплен у банка и погашен, а сам «Тимер Банк» не стал заявлять гражданский иск и заявил, что претензий к подсудимым не имеет. Камалов отметил, что уголовное дело появилось в «разгар споров между „Роял Тайм Групп“ и „Тимер Банком“, который управлялся АО „РФК-банк“». Последний якобы и написал заявление в органы, где говорится, что компания Таймасова уклоняется от погашения долга и даже продала казино, чтобы скрыть активы. «Из мошенничества со стороны „Роял Тайм Групп“ дело превратилось в растрату со стороны Камалова!» — заявлял экс-банкир.
Оба они, напомним, настаивали на оправдании, однако суд решил по-другому. А Таймасов по этому уголовному делу объявлен в розыск и заочно арестован.