При этом если в первый раз гособвинение оспорило принятое решение, то теперь само попросило направить дело в органы следствия для устранения нарушений.
Мещанский суд Москвы вернул прокурору для устранения нарушений резонансное уголовное дело о хищениях 253 млн рублей, которые, как утверждает следствие, имели место при отделке салонов самолетов специального летного отряда (СЛО) «Россия», обслуживающего первых лиц государства. Тогда, как утверждал Следственный комитет России, кожу крупного рогатого скота заменили более дешевой козлиной. Это уже второе подобное решение суда, который не может рассмотреть дело с конца 2019 года.
Как сообщила Business FM пресс-секретарь суда Юлия Котомина, решение о возвращении дела прокурору судья Елена Керакешишева вынесла по ходатайству представителя Генпрокуратуры, которая поддерживала в суде гособвинение. «Дело возвращено прокурору по ходатайству Генпрокуратуры в связи с наличием в нем нарушений, препятствующих постановлению решения», — сказала представитель суда. Адвокаты подсудимых оказались недоступны для комментариев.
Стоит отметить, что это уже второй возврат в прокуратуру дела, которое суд начал рассматривать по существу еще в январе 2020 года (само дело поступило в Мещанский суд в декабре 2019 года). Спустя несколько месяцев, в сентябре 2020 года, судья Татьяна Изотова, которая вела процесс, по собственной инициативе вернула его на доследование.
Тогда суд констатировал, что предъявленное подсудимым — бывшему гендиректору ООО «Вемина Авиапрестиж» Виталию Романюку, исполнительному директору данной компании Сергею Давыдову, а также бывшему вице-президенту Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по государственной авиации специального назначения Сергею Герасимову — обвинение не в полной мере соответствует требованиям закона, так как носит неконкретный характер.
Товароведческая экспертиза, установившая сумму хищений, была проведена с нарушениями. Дело в том, что в ней в 2019 году был задействован начальник отдела департамента аудита госконтрактов Минобороны Сергей Веретин, который, по официальным документам, был уволен со службы за месяц до проведения исследования. Он не являлся сотрудником экспертного учреждения и не имел соответствующего статуса.
Однако постановление судьи Изотовой гособвинением было обжаловано, и Мосгорсуд его отменил, вернув дело в тот же суд. Его приняла к производству судья Елена Керакешишева. Спустя еще два с половиной года теперь уже она посчитала, что не сможет вынести приговор и приняла аналогичное решение о возврате дела прокурору для направления его в СКР для устранения нарушений, а фактически на доследование.
Бывшему гендиректору ООО «Вемина Авиапрестиж» Виталию Романюку, исполнительному директору данной компании Сергею Давыдову вменяется мошенничество в особо крупном размере — ч. 4 ст. 159 УК РФ — и грозит до десяти лет заключения. Они отсидели в СИЗО больше года, прежде чем под конец следствия их перевели под домашний арест. Бывшему вице-президенту Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по государственной авиации специального назначения Сергею Герасимову эту статью следствие переквалифицировало на ч. 1 ст. 285 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями» — до четырех лет заключения), отпустив под подписку о невыезде.
Следствие утверждает, что хищения имели место при реализации госконтракта, заключенного весной 2017 года Специальным летным отрядом «Россия» с ОАК на дооборудование и отделку салонов трех самолетов Як-40. В качестве субподрядчика для его реализации ОАК привлекла компанию «Вемина Авиапрестиж», которая стала единственным участником и победителем конкурса, который, как заявила гособвинитель, был проведен «формально».
По данным следствия, фирма выставила «заведомо завышенную цену» работ на сумму в 370 млн рублей. С учетом накладных расходов госкорпорации СЛО заключил с ней контракт на сумму 394 млн рублей, перечислив ОАК в виде аванса 315 млн рублей, из которых 253 млн рублей были необоснованно, по версии обвинения, перечислены ООО «Вемина авиапрестиж». Та привлекла к выполнению работ два белорусских предприятия — ЗАО НПФ «КВАНД-АСХМ» (она изготавливала кресла) и Минский завод гражданской авиации № 407.
При этом, как гласит обвинение, Давыдов и Романов были в курсе что «реальная стоимость работ на самом деле не превысит 190 млн рублей». В обвинительном заключении говорится, что «Вемина Авиапрестиж» использовало самостоятельно закупленные материалы и оборудование. В частности, кожу крупного рогатого скота заменили более дешевой козлиной.
Согласно фабуле обвинения, Герасимов был не в курсе махинаций и «обеспечил» победу в конкурсе компании «Вемина Авиапрестиж», преследуя желание «карьерного роста». Следствие полагает, что злоупотребление полномочиями с его стороны выразилось в том, что топ-менеджер ОАК также не проконтролировал качество выполненных работ, в ходе которых были похищены 253 млн рублей. Потерпевшим по делу был признан СЛО «Россия», который заявил иск на сумму вмененного фигурантам ущерба.
Сами они вину не признали. В самом начале процесса Сергей Давыдов пояснил, что, когда с «Вемина Авиапрестиж» был заключен договор, самолеты уже находились в Минске по другому контракту — о перекраске. При этом он отверг утверждение о том, что конкурс на участие фирмы в госконтракте якобы был формальным, поскольку ООО «Вемина Авиапрестиж» вот уже два десятка лет сотрудничает со СЛО «Россия», произведя более сотни самолетов и вертолетов.
Защита отрицала, что стоимость работ была завышена и настаивала, что она соответствовала рыночной. При этом, по словам адвокатов, козлиная кожа дороже кожи крупного рогатого скота. Они ходатайствовали о проведении по делу повторных экспертиз. Тогда защитники высказали мнение, что в основу дела легла политическая составляющая. По данным СМИ, уголовное дело помешало карьерному росту экс-вице-президента ОАК Сергею Герасимову, которого планировали назначить начальником оперативного управления ФСО.